Почему люди вступают в секты? - 28 Марта 2007 - magnit
Суббота, 23 Ноября 2024, 16:20
Приветствую Вас Читательница | Вход


Наш опрос
Вы водите машину?
Всего ответов: 48
Поиск
Друзья сайта
Анекдот
Подписка
Рассылка на E-mail

rss2email
На главнуюНаши друзьяСтань авторомКонкурсы

Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish


Главная » 2007 » Март » 28 » Почему люди вступают в секты?
Почему люди вступают в секты?
12:27
Немного об этологии и социобиологии

В секты уходят абсолютно непохожие друг на друга люди. У них разный темперамент, воспитание, образование, социальное положение и возраст.

Хотя некоторые перед вступлением в секту проявляли повышенную эмоциональную возбудимость, в подавляющем большинстве это были абсолютно нормальные, уравновешенные и психически здоровые люди. Зачастую новообращенные молоды, то есть их установки и ценности еще не успели оформиться и стать устойчивыми.

Но обычно контингент сект состоит из интеллигентных, воспитанных, интеллектуально развитых, хорошо образованных, тяготеющих к знаниям, идеалистически настроенных, любознательных и стремящихся к духовному развитию и бескорыстному служению людей. Было бы неправильно назвать их неудачниками или мечтателями, потому что среди них много предприимчивых и способных людей.

Секта - это бизнес, поэтому туда пытаются завербовать и квалифицированных специалистов, которые способны возглавить различные службы, придать организации должную респектабельность и успешно вести дела, не получая денежного вознаграждения за свой труд.

Проблема «неблагополучных семей», из которых молодые люди уходят в секты, сильно преувеличена. Дело не столько в семье, сколько в уровне мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и интуитивно почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме.

Попадая в секту, некоторые люди думают, что получат возможность выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы в семье или в общественной жизни. Как правило, это коллективисты, которые испытывают непреодолимое желание жить и работать в команде. Когда человек не удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношениях с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.

Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают возможность реализовать себя в секте. Жизнь в секте лишь предполагает коллективные действия и потенциальную возможность созидательной деятельности, она лишь демонстрирует внешние преимущества «сплоченности», возникающей при интенсивном групповом опыте.

Среди завербованных в секты можно также встретить молодых идеалистов, которые стремятся доказать собственную независимость, проявить индивидуальность и отстоять право на собственной мнение в семье. Восставая против семейных и общественных ценностей, они пытаются самоутвердиться через уход в секту.

Но парадокс заключается в том, что, эти оппозиционеры и бунтари лишаются в секте индивидуальности, так как их генетическая семья подменяется суррогатной семьей в лице лидера и руководства секты, от которых они становятся еще более зависимыми.

Некоторые люди вступают в секты в результате длительных поисков собственного Пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания. Активный поиск всеобъемлющего туннеля реальности часто свидетельствует о желании разрешить глубокий внутренний конфликт, связанный с попыткой найти смысл, место и предназначение в жизни.

Такие люди могут из пятидесятников стать сайентологами, потом саньясинами Ошо, резко перейти в стан агностиков, затем обратиться в неоиндуизм, увлечься шаманизмом, стать убежденным поклонником трансцендентальной медитации, «миссионером Божественного Света» или мунистом. При этом для многих искателей выбор секты, в которую они вступают, зависит не столько от особенностей ее идеологии, сколько от случайного стечения обстоятельств.

Их внимание может привлечь любая секта, если они в нужное время и в нужном месте встретят людей, представляющих эту секту.

Ряд людей принимает систему идеалистических убеждений секты, пытаясь отождествиться с кумиром, знаковой фигурой или идеалом, который разделяет похожие убеждения.

Чтобы ответить на вопрос, почему люди вступают в секты, давайте разберемся, почему люди вообще склонны объединяться в группы (о чем свидетельствуют наблюдения за общественной жизнью в самых разных культурах). Без сомнения, инстинктивная потребность объединяться в группы свойственна людям от рождения, потому что все члены группы, в том числе и харизматической, по сравнению с индивидуалистами-одиночками получают ряд эволюционных преимуществ, особенно перед лицом опасности, внешней угрозы и в кризисных ситуациях.

Человек испытывает потребность в отношениях, постоянно обеспечивающих позитивные взаимодействия. Тесные взаимоотношения, позволяющие нам чувствовать, что нас эмоционально поддерживают, любят, одобряют и признают, создают ощущение счастья и здоровья.

В то же время пребывание в группе часто противоречит личным интересам индивидуума и порой даже может угрожать личному выживанию. Но тогда почему в процессе эволюции у людей сохранилась эта потенциально губительная для личности черта?

Оказывается, многие аспекты человеческого поведения хорошо объясняются социобиологией, развитой на основе теории эволюции Дарвина Эдвардом Уилсоном. Социобиология применяет принципы эволюции, этологии (науки о поведении животных) и генетики к изучению социальных взаимодействий. С социобиологической точки зрения, сохранение такой черты объясняется тем, что в группе шансы на выживание всех носителей определенного признака увеличиваются по сравнению с шансами на выживание каждого индивидуума в отдельности.

Другими словами, совокупная приспособленность дает больше преимуществ, чем приспособленность индивидуальная. Если некоторый признак в рассматриваемой популяции способствует выживанию популяции в целом, мы говорим, что совокупная приспособленность популяции повышается, хотя шансы на выживание любого конкретного индивидуума как носителя этого признака снижаются.

Это значит, что вступление в группу способствует повышению совокупной приспособленности. Отдельные личности могут пострадать, пожертвовав собой, но группа в целом, состоящая из носителей этого признака, получает больше шансов на выживание.

Какой психологический механизм определяет склонность присоединяться к харизматической группе и, в частности, вступать в деструктивные секты? Что побуждает людей не только вступать, но и оставаться в них, зачастую пренебрегая личными интересами? Чтобы это понять, мы должны установить механизм, который привязывает индивида к группе, механизм, заложенный в человеческой физиологии.

Как уже говорилось, чаще всего вербовка оказывается удачной в тот момент, когда человек находится в состоянии импринтной уязвимости, стресса и эмоциональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, личных переживаний, при переходе на новую работу, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического «безденежья», потери близких или в состоянии полной неопределенности.

Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды особенной уязвимости, когда мы можем подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы способны принять систему убеждений, которая обещает дать нам новый взгляд на мир, придать смысл жизни и поставить перед нами новые цели.

Когда люди вступают в харизматическую группу, они избавляются от стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к группе, тем сильнее эффект облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в группу. Отдаляясь от группы, они снова начинают чувствовать себя несчастными и состояние стресса возвращается. Каждый такой эпизод служит эффективным обучающим «экспериментом».

Человек начинает видеть в группе защиту от житейских бурь. В то же время группа действует как психологические клещи: с одной стороны, она оказывает сильное давление, а с другой стороны, избавляет от стресса. Например, нормы группового поведения, которым должен следовать член группы, могут спровоцировать у него стресс.

Поскольку он привык считать, что его эмоциональное благополучие зависит от близости к группе, ему ясно: только сохраняя верность группе, он сумеет избавиться от стресса. Это, в свою очередь, делает его более послушным групповым требованиям и воле лидера.

Интересно, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении в группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу не входят и, как следствие, - деление людей на «своих» и «чужих». Это значит, что вступление в группу, сопряженное со значительным самопожертвованием, обеспечило их рядом преимуществ, которыми они не намерены делиться с «чужими».

Таков способ самозащиты, к которому всегда прибегает истинная харизматическая группа.

http://www.asher.ru

Категория: Психология | Просмотров: 1178 | Добавил: magnita | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 6
6 magnita  
0
Вадим (Enhorian), людей попавших к ним в лапы просто жаль......... sad

5 Enhorian  
0
А подпольные именно заманивают... Гипнозами, обещаниями... Обманывают...

4 magnita  
0
Вадим (Enhorian), эти да... но есть много других

3 Enhorian  
0
Не все... Масоны и тамплиеры на этом особо не нажились бы sad ...

2 magnita  
0
Вадим (Enhorian) , или они просто ищут там понимания, утешения

1 Enhorian  
0
Людям хочется познать неизведанное... Или их просто под гипнозом или другими средствами одурачивания/подчинения воли завлекают в секту

Имя *:
Email *:
Код *:
СОВЕТЫ ЮРИСТА
Фитнес
Худеем
Диеты
Секс
Любовь
Целлюлит
Уход за собой
Питание
Мода и стиль
Здоровье
Отношения
Косметика
Дети
Успешная
Я стану мамой
Психология
Салон красоты
Автоледи
Между нами, девочками
Волосы
Очищение
Ароматерапия
Массаж
По ту сторону
Парфюмерия
Своими руками
Свадьба
Животные
Праздники
В доме
Растения
Этикет
О мужчинах на чистоту
Отдых
Разное
НОВЫЙ ГОД!
Форма входа
Реклама







http://magnita.ru/index/reklama/0-40

http://magnita.ru/index/reklama/0-40