Дайте ребенку поспать! Исследователи Brown Medical School из американского города Провиденс пришли к выводу, что недостаток сна мешает детям усваивать материал в школе. Если же школьники хорошо высыпаются, у них сходят на нет признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Свои выводы американцы собираются опубликовать в декабрьском номере журнала Sleep. При этом многие родители, как выяснилось, не слишком следят за тем, высыпаются ли их дети, - во всяком случае, в США. По данным опроса, проведенного американским Национальным фондом сна, средняя продолжительность сна у дошкольников и младших школьников составляет лишь 8-9,5 часа, тогда как врачи рекомендуют 10,5-11,5. 20% детей спят на два-пять часов меньше, чем в их возрасте спали их родители. В результате они теряют до месяца сна в течение года. При этом недостаток сна совсем не так безобиден, как кажется. Он отражается на физическом и психическом здоровье детей, нарушая иммунитет и провоцируя нарушения в нервной системе. Кроме того, недостаток сна плохо сказывается и на гормональном балансе организма, ведь именно во сне вырабатывается гормон роста. Профессор Гахан Фаллоун, руководивший исследованием Brown Medical School, считает, что полученные данные помогут взрослым понять, почему у младших школьников появляются проблемы с вниманием: «Дети, которые стали участниками нашего эксперимента, хорошо учились в школе. Однако после того, как их сон ограничили, их поведение изменилось. Я допускаю, что дети, которые не могут надолго сосредоточить внимание во время урока и которых врачи уже объявили гиперактивными, просто страдают от недостатка сна, а родители не обращают на это внимания». В течение трех недель ученые вели наблюдение за успешно справляющимися со школьной программой детьми в возрасте от 6 до 12 лет. В течение первой недели они спали привычное для них количество часов. В течение второй недели они ложились немного раньше обычного, а третью неделю - гораздо позже, чем всегда. В конце каждой недели учителям предлагалось оценить успеваемость и поведение учеников, хотя никто из педагогов не был поставлен в известность о проходящем эксперименте. Преподаватели единодушно отметили, что в течение третьей недели у всех школьников значительно ухудшилась успеваемость и появились поведенческие проблемы. У одних детей были выявлены признаки переутомления, вялость и снижение интереса к учебе, у других появились излишняя раздражительность, гиперактивность, проблемы с вниманием. Во время проведения эксперимента дети должны были вести специальные дневники и не снимать с себя мониторы двигательной активности. При пробуждении и перед тем как лечь спать они должны были позвонить по телефону в лабораторию. Большинство школьников приходили туда также и в выходные дни, где они должны были спать ночь с субботы на воскресенье и где специальный аппарат измерял глубину их сна с помощью полисомнографа. «Вывод, который следует сделать родителям, однозначен, - говорит профессор Фаллоун. - Если мы хотим, чтобы в школе ребенок добился успеха, причем не только академического, но и поведенческого, то он должен вовремя ложиться спать». Какими бы важными делами ни занимался ребенок, сокращать его сон нельзя. А чтобы уложить ребенка спать без скандалов и нервотрепки, врачи рекомендуют сопровождать переход ко сну ритуальными действиями. Это может быть короткая прогулка на открытом воздухе (но не беготня и танцы), чтение книги (но ни в коем случае не «страшилки»), подготовка постели вместе с мамой, проветривание комнаты, прослушивание спокойной музыки. Можно разрешить детям взять с собой в постель любимую игрушку. Кому-то поможет стакан теплого молока. Кто-то захочет, чтобы перед сном его обняла мама. А кому-то станет необходимо «пошептаться» с папой. Выбирайте, что больше подходит вашему ребенку. Но главное, чтобы в постель он ложился в одно и то же время. Для дошкольников и младших школьников - не позже 21.30. И никаких громких разговоров, яркого света и телевизора, еды в постели.
|