Основная задача этой статьи - поделиться результатами исследования, которое доказывает то, что причины избыточной массы тела, как правило, носят не физиологический, а психологический характер.
Само исследование было проведено автором этой статьи. После того, как были собраны и проанализированы результаты, ко мне присоединилась Анна Евстратова – практикующий психолог, тренер НЛП. Вместе мы смогли не только окончательно обобщить результаты исследования, но и разработать техники и технологию работы с людьми, страдающими от избыточной массы тела, а также опробовать их во время работы наших регулярных мастерских.
Первоначально я, как и многие читающие настоящую статью, была уверена, что есть люди по конституции «худые», и есть люди «крупные». Как говорится: «Уж чем природа одарила…» Поэтому изначально исследовались только люди, которые удерживают достаточно сильную мотивацию в поддержании своей формы и сознательно поддерживают свой вес на комфортной для них отметке. Постепенно автора привлекли люди, которые «такие от природы» и ничего специально не делают для того, чтобы оставаться стройными, ни в чем себя не ограничивают и едят, что хотят. Выяснилось, что эти люди действительно едят все, что хотят. Но НИКОГДА не едят, если они НЕ хотят! Причем, понимание желания «есть или не есть сейчас» у них принципиально отличается от людей с избыточной массой тела.
Это побудило меня продолжать исследования в этом направлении. И результаты нас потрясли! Мы не будем категорично утверждать, что причина лишних килограммов только психологическая, но результаты исследования показывают, что отношение человека к миру, к себе, к еде и питанию оказывает очень мощное влияние на его вес. Для того, чтобы понять особенности мировоззрения стройных людей, важно было сравнить их представления, убеждения, отношения с аналогичными представлениями людей с избыточной массой тела.
Сравнение проходило в следующих областях: - представления о себе и своем организме; - отношение к пище и питанию; - основные стратегии, связанные с питанием (принятие решение о начале приема пищи и его завершения, выбор пищи и т.д.); - детский опыт.
Вот некоторые результаты: 1. Люди с избыточной массой тела воспринимают свой организм как нечто отстранённое, «неродное» и даже не вполне живое. Это то, во что «закидывается» еда, то, куда можно бросать недоеденные продукты или продукты, которые могут скоро испортиться, чтобы не пропали. (Как видите - ценность собственного организма, тела, личности гораздо ниже ценности продуктов.)
Стройные люди воспринимают свой организм иначе: более близко и трепетно – как неотъемлемую составляющую собственной личности, живое образование, которое нужно кормить, питать, беречь, ухаживать за ним.
2. Люди с избыточной массой едят, потому что «настало время», «все едят», «накрыт стол» и т.д. Желание, побуждение поесть появляется у них либо «в голове», либо «во рту». При выборе пищи они ориентируются на знание о том, что это полезно, что они это любят, что это вкусно (то есть, скорее на внутренний образ, прежний опыт, а не на реальность настоящего момента). У них хорошо развито воображение, и они очень быстро вызывают у себя выделение слюны только при разговоре о пище, рассматривании рецептов или рекламы продуктов питания. При этом вкусовые ощущения зачастую притуплены. Они воспринимают, только одну ноту во вкусе (например, сладость, горечь и т.д.). Именно с этим связана любовь к всевозможным соусам, сладостям. Чувство голода им, как правило, вообще не знакомо, они его даже не помнят, т.к. старательно его избегают и начинают кушать гораздо раньше того, как организм оповестит их.
Стройные же понимают, что они хотят поесть, испытывая чувство голода или специфические ощущения в желудке, и при выборе пищи ориентируются на ощущения именно в этой области. Зачастую не любят добавлять соусы, т.к. это притупляет тонкости вкуса продукта и, как они говорят: «непонятно, что именно ешь». Для стройных фотография еды, пусть даже очень хорошая, это не еда, и никаких ощущений у них не вызывает. Для них важно видеть еду в натуральном виде, воспринимать исходящий от неё запах. Поэтому они никогда не будут заказывать еду по Интернету. Когда они выбирают еду, они смотрят на нее, после чего прислушиваются к ощущениям желудка, как бы примеряя эту еду. Если ощущения желудка комфортные, то они выбирают именно эту пищу, если нет, то начинают смотреть на что-либо другое. Поэтому выбор еды - более тщательный и требует от них некоторого времени.
3. У излишне полных людей смещена точка сытости. Они понимают, что пора закончить приём пищи, когда чувствуют тяжесть и распирание в желудке. Если этого не достигается, то остается чувство дискомфорта: «Вроде бы, как и не ел».
Стройные же понимают, что они наелись, когда в желудке отсутствуют ощущения, либо остается ощущение легкости, легкого голода. Это также связано с тем, что для них процесс переваривания пищи связан с большими энергозатратами организма. Они чутко отмечают последствия переедания: повышение сонливости, слабость, снижение энергии и активности, которые препятствуют деятельности. Поэтому легкое чувство голода для них более комфортно и предпочтительно, нежели чувство тяжести в желудке и все сопутствующие эффекты.
4. Пищевое поведение людей с излишней массой тела больше подчиняется автоматизмам. Они едят по привычке, потому что время обеда, потому что пришли домой, потому что пришли гости, потому что вспомнили о еде, потому что нужно доесть.
Для стройных людей больше характерно спонтанное поведение. У них, как правило, нет четко определенных завтраков, обедов и ужинов. Зачастую они могут обойтись без завтрака или спокойно отказаться от ужина. Т.к. решают - есть им или не есть, только на основании собственных чувств (в т.ч. голода) и приоритетов настоящего момента (например, увлечение какой-либо деятельностью вполне может отодвинуть или отменить приём пищи).
5. У избыточно полных людей очень много представлений, связанных со страхом потери имеющейся пищи. Она может пропасть (испортиться). Может не быть больше времени, трудно будет что-то купить. И с этим связано стремление есть «про запас».
Стройные люди не видят никаких трудностей в том, чтобы найти пищу в тот момент, когда они действительно захотят. Поэтому они могут спокойно позволить себе остановить прием пищи на ощущении легкого голода. Либо вообще не есть в данный момент, если прямо сейчас не голодны, только потому, что настал «подходящий момент», а потом его уже может и не быть.
6. Возможно, причины различий в мировоззрении стройных людей и людей с избыточной массой тела лежат в детском опыте. Так, люди с избыточной массой отличались непритязательностью в еде (ели все, что давали взрослые), либо взрослые смогли «сломать» их естественный механизм саморегуляции, который воспринимался, как «капризы», что и сделало их такими непритязательными.
Стройные в детстве «отстояли свое право» есть или не есть то, что хотят. Либо не подвергались такому давлению со стороны взрослых. По воспоминаниям участников исследования, либо их родители изначально спокойно относились к их желаниям и не заставляли/ не запрещали есть что-либо, либо дети с «боем», отстояли своё право на это.
С этим же, скорее всего, связано то, что ряд продуктов питания у людей с лишними килограммами возведен в разряд ценностей. Например: сладкое – это что-то особое. Это награда, доказательство того, что они теперь могут себе все позволить, средство снятия стресса и т.д.
Для стройных сладости - обычная еда, только более ограниченная во вкусовых ощущениях, т.к. там присутствует только ярко выраженная сладость и ничего больше.
Результаты нашего исследования наглядно показывают зависимость массы тела от особенностей мировоззрения личности. Понимание представлений и особенностей поведения стройных людей, а также наш опыт консультационной и тренерской работы, позволил нам разработать технологии помогающие людям, страдающим отклонениями пищевого поведения и избыточной массой тела, научиться управлять своим весом, а, значит, сделать свою жизнь более комфортной и успешной.
Статья написана по результатам психологического исследования, проведенного психологами Центра по изучению и лечению расстройств пищевого поведения Долгих Валерией и Евстратовой Анной на базе Московского Центра НЛП в 2004-2005 гг
|