Первый и единственный главный вокзал в Берлине, построенный по
проекту Майнхарда фон Гекана, знаменитого архитектора, стал самым
крупным европейским вокзалом. За сто семьдесят лет до его постройки в
Берлине грузовые и пассажирские потоки были распределены по нескольким
вокзалам в разных районах города, в зависимости от направления.
Ангела Меркель, канцлер Германии, участвовавшая в официальной церемонии
открытия вокзала, в своей речи заметила, что расположение вокзала
поблизости от места, где ранее проходила Берлинская стена, символизирует
мост, воссоединяющий Восточный и Западный Берлин.
Процесс строительства
История строительства также не оставляет равнодушными. Руководитель
проекта по строительству центрального вокзала Хани Азер, обещав показать
миру зрелище, доселе невиданное, в течение нескольких дней держал в
напряжении жителей Берлина. Под руководством главного инженера команда
строителей должна была соединить над стеклянным сводом постройки две
поперечных балки по 1250 тонн каждая таким образом, чтобы воздвигнуть
перекидной мост для движения поездов. В разгар работ над Берлином вдруг
началась одна из самых сильных гроз за последние годы. Возникла
опасность, что будущие половинки моста вместо того, чтобы соединиться
друг с другом с ювелирной точностью, просто столкнутся разбив вдребезги
самую большую крышу в Германии, возведенную за четыре месяца командой
Азера. Пострадала бы не только гигантская стеклянная конструкция, но и
солнечный генератор энергии, самый крупный в Берлине.
С начала строительства, когда даже фундамента еще не было и в помине,
жители столицы иронично высказывались по его поводу, называя стройку
«кладбищем миллиардов». Азер в мае 2001 г. стал пятым руководителем
проекта, назначенного Хартмутом Медорном, главой железнодорожного
концерна Deutsche Bahn, вместо предшественника, который заработал
инфаркт от чрезмерного напряжения, которое легло на его плечи вместе с
постом руководителя.
«Показательная стройка» Медорна постоянно подвергалась придиркам:
столичные жители даже стали испытывать тоску по старому вокзалу «Цоо»,
находившемуся на этом месте. Эта железнодорожная станция была в таком
запустении последнее время, что на нее редко кто решался зайти после
захода солнца. В час пик узкие перроны станции настолько бывали,
переполнены, что зазевавшийся пассажир мог просто столкнуть вас на
рельсы.
Сетования, однако, не помогли, и вокзал «Цоо» стал частью истории. Все
же когда-нибудь берлинцы полюбят свой центральный вокзал, напоминающий
гигантского «броненосца», будто приготовившегося к нападению. «Панцирь»
его состоит из девяти тысяч стекол разной формы, среди которых нет
одинаковых.
Главный железнодорожный вокзал германской столицы не только самый
крупный, но и самый дорогой в Европе. Первоначально смета составила 400
миллионов марок, однако в ходе строительства была превышена многократно.
В настоящее время стоимость строительства оценивается в семьсот
миллионов евро, но точную цифру банк назвать отказывается. Некоторые
оценивают общую стоимость строительства вместе с реконструкцией района,
прокладкой рельс и тоннеля, изменением маршрута Шпрее в тринадцать
миллиардов долларов.
Центральный вокзал Берлина – особый проект
Хани Азер называет его «вокзалом инноваций». Практически в нем нет
типовых, стандартных конструктивных элементов. Здание представляет собой
собрание уникальных деталей, на многие из которых потребовались особые
разрешения. Особое внимание в проекте уделено мелочам:
Для слепых пассажиров в пол на выходах к путям вмонтированы ребристые
пластинки – ориентиры, а на движущихся поручнях эскалаторов –
металлические таблички, по которым можно определить номер пути,
обозначенный шрифтом для слепых или цифрой, на ощупь.
Рельсы уложены на твердом бетонном основании, а не на традиционной
щебенке, в результате чего грохота прибывающих поездов почти не слышно:
они создают только легких фоновый шум за счет большей плавности хода.
Предусмотрен в проекте и вариант катастрофы: в случае схода состава с
пути, он автоматически перейдет на дополнительные рельсы, а компактные
перегородки из бетона не дадут возможности тяжелым вагонам упасть на
соседний путь.
Поезда, весящие несколько тонн, вызывают меньшее количество вибраций,
чем обычно благодаря системе амортизации на железнодорожном полотне.
Поэтому здания правительственного квартала и Потсдамской площади не
сотрясаются ежеминутно прибывающими составами.
Для правообладателей:
Если Вы увидели свой материал без указания источника, скорее всего это случайность.
Напишите пожалуйста нам и все нарушения будут исправлены.
Заранее приносим свои извинения.