С точки зрения моды XIX век невозможно уложить в жесткие рамки – слишком
стремительно меняются образы и стили, а также люди, которые их
определяют. Пышный и гротескный рококо сменяется простым до откровенного
эротизма ампиром во Франции. В первой трети века начинается
викторианская эпоха Англии: идеалы второго сословия приходят на смену
аристократическим: в моде простые платья, небольшие элегантные шляпки,
скромные прически с прямым пробором. Еще одно направление, которое
охватило европейскую моду – романтизм – возвращает нас обратно к идеалам
средневековья: длинные платья и шлейфы, плащи, покатые плечи, тонкие
диадемы в волосах.
Послереволюционная Франция отличалась от предшествующей эпохи не только
политическим строем. Оттесняя платья и прически из сложных конструкций,
набирают популярность откровенные полупрозрачные наряды в стиле ампир.
Основным ориентиром в моде и в архитектуре XIX века была античность:
силуэт, как мужской так и женский становится подобен стройной колонне
греческого храма с небольшим украшением наверху и узкими складками по
бокам. Новая мода зародилась на балах и собраниях прежней аристократии,
чьи родственники были казнены во время революции. Дамы носили красные
ленты и бархотки как символический след от гильотины и длинную белую
рубашку, подобную той, в которой королева Мария-Антуанетта и ее фрейлины
шли на казнь. Их называли merveilleuses – причудницами. Однако вскоре
такой силуэт стал модным и среди других дам, в том числе горожанок и жен
чиновников. Именно так одевалась возлюбленная Наполеона – Жозефина
Богарне.
Платья имели высокую талию, закрепленную лентой прямо под грудью, от
которой спускались длинные полупрозрачные складки до пола. В качестве
нижней одежды служили тонкие обтягивающие панталоны телесного цвета (с
течением времени они превратятся в современные чулки и колготки),
натягивание которых было отдельным искусством. Вместо жестких туфель из
кожи на тяжелом каблуке в XIX веке в моду входят тонкие
шелковые балетки с длинными лентами, опоясывающими крест накрест ноги
до колен по образцу античных моделей.
Мода XIX века стала революционной и в плане украшений.
Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты
берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости,
черепахового панциря или камней – халцедона, опала. Особую популярность
приобретают короткие прически – в память об осужденных на казнь дамах,
которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или
небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.
В 1837 году в Англии наступает период правления королевы Виктории,
который продлится более полувека. Молодая чувственная королева проявляла
большой интерес к нарядам, и весь двор следовал за ней. Со второй трети
XIX века в моду входит романтизм, который
характеризуется вниманием к оттенкам собственных чувств, природе,
любовью к длинным средневековым одеяниям, плащам, небольшим шляпкам и
чепцам с изящными рюшами. Чтобы представить себе моду XIX века
достаточно вспомнить «Джейн Эйр» или героинь «Войны и мира». Особо
популярной считалась прическа, при которой лицо обрамляли два локона, а
основная часть волос зачесывалась высоко наверх и закреплялась в виде
пучка, иногда украшенного несколькими лентами или цветами. Чтобы
подчеркнуть тонкую талию, помимо пышной юбки, делали широкие рукава и
плечи, в которые иногда даже вставлялся каркас из китового уса, таким
образом, силуэт дамы становился похожим на песочные часы. Ворот, обильно
украшенный кружевами и рюшами, плавно переходил в линию плеч, пышно
обрамляя локти дополнительными складками. Украшениям в XIX веке
отводилась особая роль – в моду входят медальоны с изображениями любимых
или детей, иногда там же хранится прядь волос. Вместо прежних неудобных
туфель становятся модными небольшие шнурованные ботиночки с
закругленными носками. В качестве верхней одежды приобретают
популярность разнообразные шали, муфты и боа, прикрывающие лишь часть
пышной юбки.
Благодаря экспансии Англии и Франции в восточные страны, Африку и Индию
появляется много экзотических элементов гардероба – тюрбаны, парчовые
ткани, яркие украшения из бирюзы и кораллов. Такое количество новых
атрибутов не сразу нашло разумное место в европейском гардеробе, часто
являясь причиной несуразных и странных образов.
Одно из ключевых достижений моды XIX века – кринолин. В
отличие от предыдущих более громоздких и тяжелых конструкций он был
сделан таким образом, чтобы в нем можно было легко сидеть, наклоняться и
делать сложные фигуры танцев. К необходимым элементам одежды относятся
белые кружевные рукава и воротник, которые лишь слегка выглядывали
из-под верхней одежды. Дама обязательно носила перчатки, которые
допускалось снимать лишь во время обеда, драгоценные перстни и браслеты
часто надевались прямо поверх ткани. В XIX веке в моду снова
входит корсет, который затягивал талию до 50 – 55 сантиметров, что могло
серьезно повредить здоровью его обладательницы.
После смерти своего супруга в 1861 королева Виктория погружается в
нескончаемый траур, продолжавшийся практически 40 лет, а вместе с ней и
весь двор. Поэтому в конце XIX века в моду входят
черный и серый цвета, украшения из черного оникса, мориона и темных
оттенков агата. Пышные платья сменяются более спокойными и простыми,
пропадает большое количество рюшей и кружев. Дамы среднего сословия
одеваются и вовсе скромно, полностью закрывая плечи и шею.
Для правообладателей:
Если Вы увидели свой материал без указания источника, скорее всего это случайность.
Напишите пожалуйста нам и все нарушения будут исправлены.
Заранее приносим свои извинения.