Многоярусные прически, шелковые складки огромных платьев, раскованность и
эротизм – все это стало символом XVIII столетия - эпохи, названной
веком женщин. Именно тогда женская мода достигла пика гротеска и
роскошной пышности, а мужская максимально приблизилась к женской –
утонченные кавалеры пудрятся, надевают парики с длинными кудрями, носят
обтягивающие брюки и туфли на каблуке. Мода этого периода полна
противоречий и неожиданных поворотов: женщина должна быть похожа на
фарфоровую статуэтку, но вместе с тем знать языки, разбираться в
политике и экономике, тенденции быстро меняются: аккуратные букли,
выглядывающие из-под чепчика сменяются роскошными сооружениями на
голове, которые столь же стремительно уступают место гладким пучкам,
убранным в золотые ленты.
В XVIII веке мода почти полностью зависела от
французского двора. Последним новинкам из Парижа и Версаля подражали в
Англии, Испании и особенно в России, только недавно почувствовавшей себя
европейской страной благодаря петровским реформам. Во Франции же
основную роль начинают играть женщины, прежде всего умные и образованные
фаворитки короля, на которых он полагается охотнее, чем на своих
министров. Самая известная из них – Маркиза де Помпадур. Она вела
абсолютно самостоятельную политику, заключила союз с Австрией, назначала
министров и маршалов, покровительствовала искусству, переписывалась с
Вольтером и Дюкло. Время Людовика XV порой называют «правлением трех
юбок», и конечно, мадам де Помпадур была самой известной и решительной
из них.
Не менее успешна была мадам Дю Барри, начинавшая свою карьеру как
проститутка и модистка, однако ставшая впоследствии официальной
фавориткой, сумевшей поменять большинство министров после смерти своей
предшественницы.
Одна из самых известных женщин этой эпохи – Анна Коссель, фаворитка
Августа II Сильного, расположения которой стремились добиться гораздо
больше, нежели самого короля. В России императрицы сменяли друг друга на
протяжении почти семидесяти лет.
Начало XVIII века знаменуется сменой торжественного барокко на более
легкое, но при этом более пышное рококо. В моде силуэт с тонкой талией,
открытым декольте, утопающим в складках и кружевах, и огромной юбкой,
которая крепилась на специальное сооружение – панье. Это особый каркас,
который в течении всего столетия претерпевал серьезные изменения:
сначала он изготавливался из металла, затем из проволоки, из китового
уса или ивовых прутьев – все это попытки уменьшить тяжесть юбки. В
начале XVIII века в моде были круглые панье в форме
колокольчика – впервые в них появились актрисы в королевском спектакле, а
изобретательные модницы мгновенно оценили находку. В середине столетия
появляются панье с локотками – плоские со стороны лица и со спины и
сильно разведенные в стороны по бокам.
Существовали даже отдельные панье для левого и правого бедра. В конце
эпохи этот предмет гардероба неожиданно исчезает из моды, вместо него
появляется небольшая подушечка - фокю, которая надевалась под юбку
сзади. Платья шьются из легких воздушных тканей – шелка, кружев, тафты,
муара. Практически не используются шерсть, бархат и расшитая золотом
парча, столь популярные в предыдущие столетия.
Самым оригинальным изобретением моды XVIII века, без
сомнения, являются многоярусные прически, достигавшие иногда в длину
более метра. Их составление представляло собой отдельное искусство, в
волосы вплетались цветы, тушки птиц, миниатюрные фигурки людей. Самые
сложные изображали решающие сражения Семилетней войны, парусные суда,
известные парки и архитектурные сооружения. Основной проблемой таких
причесок были насекомые, вывести которых не представлялось возможным.
Дамы даже носили с собой специальные палочки, которыми можно было унять
зуд, не повредив прическу. Спать приходилось на специальных конструкциях
из подушек, чтобы не испортить сложное сооружение. Из-за моды на
высокие прически в XVIII веке даже изменились параметры дверей и карет,
чтобы дамам не приходилось все время нагибаться или ехать, высунув
голову в окно. Волосы покрывались многочисленными слоями белой или
разноцветной пудры, если же они не были достаточно густыми, дама носила
парик.
Пудра в целом была одним из самых необходимых атрибутов моды
XVIII века – ее наносили на лицо и дамы и кавалеры. Макияж
был весьма своеобразным по современным меркам: белое лицо, ярко розовые
щеки и кончик подбородка, алые губы. Особое значение имели украшения и
аксессуары. Самым ценным камнем считался бриллиант – из него делали
ожерелья и подвески сложнейших форм, одно из них - Collier de la reinе
стало причиной самого громкого расследования века. Мелкими бриллиантами
украшали обувь, подол и ворот платья.
XVIII век называют веком кружев – самые изысканные и сложнейшие формы
изготавливаются для королевского двора. В Брюсселе и Париже существовали
целые кварталы кружевниц, где можно было приобрести изделие любой
стоимости. Неотъемлемыми атрибутами даже самого простого платья
считались атласные и муаровые ленты и банты из них. Существовали платья,
рукава и лифы которых были сплошь усеяны мелкими бантиками разных
оттенков. В моду входят духи: дамы носят с собой флаконы с фиалковой и
розовой водой.
Такой роскоши и пышности, как в XVIII веке женская мода
не достигнет уже никогда, после Великой Французской Революции в моду
входит ампир с его отрытыми полупрозрачными платьями, небрежно убранными
в пучок волосами, минимальным количеством украшений и аксессуаров.
Для правообладателей:
Если Вы увидели свой материал без указания источника, скорее всего это случайность.
Напишите пожалуйста нам и все нарушения будут исправлены.
Заранее приносим свои извинения.