Учимся играя, или как развить творческие и интеллектуальные способности ребенка Все
мы гордимся своими детьми, честолюбиво наблюдая за их успехами и
достижениями. Однако едва ли не половина успеха в развитии личности
ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться,
развития эмоциональной сферы зависит от нас, взрослых. И, конечно, в
первую очередь, от родителей. Как это сделать? Да очень просто – через
игру! И не удивляйтесь: в этой затее нет ничего странного, ведь в
детстве развитие и обучение ребенка, как и любого живого существа,
происходит через игру, пусть он даже этого и не осознает. А мы,
взрослые, можем значительно усовершенствовать и ускорить этот процесс,
организовав игру не только как веселое развлечение, но и включив в нее
незаметный для ребенка обучающе-развивающий момент. И тогда ребенок
будет осваивать новые для него знания, а главное, развивать заложенные
в нем природой творческие и интеллектуальные способности без скуки и
принуждения (которые, к сожалению, присущи системе школьного обучения).
К тому же обучение в игре будет проходить весело и интересно! Игра –
это чудо, с помощью которого вы сможете развить в ребенке желание
учиться всю жизнь и относиться к получению новых знаний и навыков как к
одному из увлекательнейших в жизни занятий. А это, в свою очередь,
станет залогом его успеха и процветания в дальнейшей, уже взрослой,
жизни. Итак, игра, а точнее обучающая игра, – это та волшебная
палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать,
считать, а главное думать, рассуждать,
изобретать и доказывать. Причем это не значит, что имеются в виду
какие-то архисложные интеллектуальные игры, – это могут быть игры и
совсем несложные, просто взрослый должен четко осознавать их цель и
назначение, то, какую роль данная игра имеет в развитии интеллекта
малыша. Развивающих игр существует великое множество. И
постоянно появляются новые. Для тех, у кого есть компьютер, отличный
вариант – детские компьютерные развивающие игры. Для ребенка они будут
не менее увлекательны, чем известные компьютерные «стрелялки», а вот
пользу принесут гораздо большую. Причем подобрать игру можно для
ребенка любого возраста: для дошкольника это игры, обучающие считать и
писать, дающие элементарные знания об окружающем мире, а для школьника,
обучение, к примеру, иностранному языку и т. д. Ну
а для тех, кому игры с компьютером не очень подходит, можем предложить
множество других вариантов. Играть можно и с окружающими нас
предметами обихода, и с имеющимися под рукой игрушками, и вовсе без
всякого инвентаря, например, в «слова». Важно лишь осознавать, что игры
необходимо проводить не разрозненно, а в системе, о которой вкратце мы
вам сейчас и расскажем. Итак, система развивающих игр, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка, включает в себя: -
развитие сенсорных способностей. То есть формирование и развитие
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. Чем более развита
эта способность у человека, тем восприимчивее он становится к красоте
окружающего мира, это залог будущей возможности для вашего малыша
стать, к примеру, талантливым художником, писателем, архитектором,
музыкантом да и просто ярче и эмоциональнее воспринимать мир вокруг; - развитие внимания.
Имеет архиважное значение для подготовки к школе и дальнейшего процесса
школьного обучения. Проще говоря, чтобы ребенок хорошо усваивал
материал, в нем должны быть развиты такие свойства, как
концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и
переключаемость произвольного внимания, т. е. такого его вида, которое
может выработаться у ребенка только в общении со взрослым; -
тренировка наглядно-образного (умения оперировать образами, словами и
числами) и логического мышления (овладение приемами сравнения,
обобщения, классификации, систематизации, смыслового соотнесения); - тренировка памяти
произвольной и непроизвольной. Думаем, важность роли этого психического
процесса в школьном обучении ребенка объяснять не нужно; -
развитие воображения, то есть образного мышления, позволяющего найти
выход из проблемной ситуации даже при отсутствии необходимых знаний; -
развитие творческих способностей, т. е. способности к созиданию,
оригинальности, любознательности, гибкости и смелости мышления; - развитие навыков учебной деятельности. Необходимо для успешного процесса школьного обучения. Развитие
данных психических процессов рассчитано на детей в возрасте от 5 до 7
лет и играет особо важную роль в дошкольной подготовке и должно
проводиться системно, в игровой форме. Обязательное условие игры:
увлекательность, доступность, соревновательность. Итак, не
бойтесь играть со своим малышом, и тогда с вашей помощью он вырастет
действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным человеком!
Эвелина Журавель http://ulady.ru/
|