Женщины склонны больше отдавать, чем получать. Зачастую в своем желании сделать все для родных и близких представительницы прекрасной половины человечества даже не замечают, что самоотдача становится смыслом их существования. Автор Passion.ru рассуждает о любви, которой управляет жертвенность.
Берегитесь исключительной и безрассудной привязанности к другому; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая замкнутая на себе и питающаяся собою любовь обречена на саморазрушение. Любовь - это, скорее, форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом.
Ирвин Ялом.
Русская женщина исторически воспринимается нами как самоотверженная женщина, способная на бескорыстную самоотдачу во имя любимого человека, детей и семьи. Она приносит себя в жертву.
Во все времена жертвенность и самоотдача были ведущими приметами настоящей любви.
Так что же такое жертвенность? Нужна ли она нам в 21 веке или давно стоит забыть о ней, равно как мы забываем обо всех остальных пережитках прошлого?
Жертвенность великих женщин
К примеру, молоденькая стенографистка Анна Сниткина, однажды переступив порог квартиры Федора Михайловича Достоевского, на всю жизнь стала его другом, первым читателем и критиком, советчиком и ангелом-хранителем.
Она прекрасно понимала, что, становясь его женой, теряет личную независимость и подвергает свое самолюбие нешуточным испытаниям.
Тем не менее, она посвятила Достоевскому всю свою жизнь, этим была горда и счастлива.
Несравненная Елена Боннер, жена академика Сахарова, разделила со своим возлюбленным все тяготы травли и ссылки.
Это было нелегко, но принесло женщине счастье и уважение супруга. "Кажется, я имею право сказать Люсе: "Ты - это я", - писал о Елене Боннер её муж Андрей Сахаров.
Талантливая киевская художница Надежда Хазина, выйдя замуж за рассеянного и любвеобильного Осю Мандельштама, обрекла себя на изгнание и забвение вместе с ним.
Надежда Яковлевна выстояла, не согнулась под ударами злого рока, всю свою жизнь занимаясь собиранием и сохранением архива Осипа.
В 1973 году именно благодаря ей вышла первая книжечка Мандельштама.
Татьяна Лаппа, первая жена М. Булгакова, с которой он прожил десять счастливых и трудных лет, была вместе с супругом на фронте, терпя его агрессию и капризы.
Она добавляла в шприц дистиллированную воду, чтобы уменьшить дозу морфия, от которого в то время был зависим Михаил Афанасьевич, упорно вытягивая его из пропасти.
Несмотря на самоотверженность супруги, Булгаков расстался с ней, но она до самой смерти писателя оставалась его другом, заслужив право выслушать последнее "прости" бывшего супруга на смертном одре.
Никто из этих женщин, жертвуя собой, я думаю, не рассчитывал на признание потомков, на дифирамбы и благодарности.
Это было потребностью их души и приносило им счастье, став высшим смыслом жизни. Не выше ли это любой самой выдающейся карьеры и самореализации?
Бессмысленная жертвенность или безграничная любовь?
Наверное, в наше время у женской жертвенности окажется масса оппонентов, которые с пеной у рта будут доказывать право на свободу личности прекрасной дамы.
Но разве свобода не заключается в добровольном, сознательном отречении от себя ради любимого человека?
Так или иначе, в любви нам приходится чем-то жертвовать. Без этого никак нельзя. Будь то наше свободное время, внимание, интересы, увлечения. Пульт от телевизора или место у монитора, - у каждого свои жертвы.
Если мы в браке будем думать только о себе, такой союз обречен на погибель, потому что тесная человеческая близость предполагает взаимные уступки, отдачу и самоотверженность.
И от степени этой самоотдачи порой зависит не только судьба любви, но и человеческая жизнь.
Что такое жертва?
"Жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. Приношенье от усердия божеству животных, плодов или иного чего, обычно со сжиганием; отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу". (Словарь В. Даля)
Так тонка грань между высоким и низким даже в пределах одного слова.
Жертва - это, с одной стороны, гибель, с другой - высшая степень альтруизма. Две стороны одной медали - созидание во имя кого-то и собственная гибель.
Когда-то Н. В. Гоголь, которому так и не посчастливилось найти подругу, которая могла бы разделить с ним трагические минуты его безумия и вытащить из болота душевного смятения, написал о женщинах:
«В них больше великодушия, больше отважности на все благородное...
Клянусь, женщины у нас очнутся прежде мужчин, благородно попрекнут нас, благородно хлестнут и погонят нас бичом стыда и совести, как глупое стадо баранов, прежде чем каждый из нас успеет очнуться и почувствовать, что ему следовало давно побежать самому, не дожидаясь бича".
Может быть, он был прав, и мужчины ждут от нас именно этого?
А не просто жертвы, за которую им придется расплачиваться с женщиной своим вниманием, любовью, деньгами и благами.
Они ждут бескорыстной, вытекающей прямо из сердца потребности в самоотдаче.
Заманчиво прослыть перед друзьями и родственниками самоотверженной женой декабриста.
Но представьте себе всю меру женского разочарования, когда окажется, что он вовсе и не декабрист никакой, а самый заурядный среднестатистический Вася Пупкин, которых вокруг тысячи, и платить по счетам не собирается. Более того, садится на шею и ножки свешивает.
Нынче идея женской семейной самоотверженности утратила свою актуальность, ибо каждая женщина хочет чувствовать себя не жертвой и не рабыней, удовлетворяющей все прихоти своего господина, а активным и полноценным членом общества, состоявшимся в профессиональном и личностном плане.
Стало даже дурным тоном посвящать себя семье и мужу.
Феминистические бури захлестнули женскую половину населения, и её все труднее заставить забыть о себе и своих интересах ради семьи.
Она становится самодостаточной, яркой и неординарной единицей мироздания, стремящейся к высотам и по большей части этих высот достигающей.
И если уж она идет на жертвы, то тут же готовит длинный список претензий, требований и долгов, которые мужчине следует оплатить точно по прейскуранту.
Самоотдача, обреченная на провал
Ни для кого не секрет, что современная женщина порой сознательно и целенаправленно идет на жертвы и демонстрирует их перед окружающими, находя в этом спектакле утешение своему больному самолюбию и неуверенности в себе.
И не замечает, что сама становится жертвой своей преданности и предает себя.
Такая жертвенность ради детей, семьи и мужа превращается в негатив:
В иго для тех, ради кого эти жертвы приносятся.
Демонстративная жертвенность, требующая или подразумевающая плату по счетам, эгоистична по сути.
Она становится постылым и навязчивым ритуалом жизни, который тяготит всех, повергая одних в чувство вины, других - в вечную обиду за неблагодарность.
«Я посвятила тебе свою жизнь, а ты…», «Я всем пожертвовала ради вас, эгоисты…» - эти горькие упреки кого угодно могут свести с ума.
Хуже всего, если о жертвах никто не просил.
Двое супругов в утро своей золотой свадьбы пьют чай с разрезанными пополам булочками.
Жена говорит мужу: "Дорогой, ты не против, если я возьму себе мягкую верхушечку сегодня, ведь все пятьдесят лет я отдавала самую вкусную часть тебе".
На что муж ей отвечает: "Конечно, дорогая! Я как раз обожаю зажаристый низ, но думал, что ты его любишь больше всего, поэтому никогда не просил..."
Если вы хотите проявить любовь и не чувствуете, в чем именно она должна проявиться, то не лучше ли об этом спросить?
Нужны ли кому-то ваши старания, примут ли ваши жертвы, имеют ли они вообще какой-то смысл для других или являются красивой выдумкой, скрывающей ваши настоящие мотивы?
В ярмо для самой женщины.
Корректируя свои решения так, чтобы остальным было удобно, никогда не сражаясь за свое мнение, не требуя от окружающих внимания к себе или результатов своих просьб. Не предъявляя прав, не выражая агрессивных чувств.
Забывая о своих интересах, потребностях, желаниях, женщина останавливается в развитии и - увы - не избавляется от своих интересов, а загоняет их в подсознание.
Рано или поздно неудовлетворенные потребности выливаются в психологическую или соматическую патологию.
В медвежью услугу, приносящую вред тем, на кого эти жертвы направлены, превращая их в лентяев и неблагодарных эгоистов.
Порой опасность даже бескорыстной и вполне добровольной жертвенности женщины заключается в том, что окружающие к этому привыкают и воспринимают как должное. И никак не спешат быть благодарными.
Такая безоговорочная женская преданность и самоотверженность - страшная услуга для её близких, потому что не дает им возможности расти, развиваться и проявлять лучшие свои душевные качества.
Ведь такая самоотверженность заставляет её мириться с равнодушием мужа или его агрессивностью, а может, неспособностью материально обеспечить семью и, конечно, со злоупотреблением алкоголем, наркотиками, адюльтером. С эгоизмом и распущенностью детей, их грубостью и ленью.
Для чего женщина идет на жертвы
1. Подсознательно ей хочется таким образом завоевать симпатию, благодарность и любовь, - то есть получить ответное жертвоприношение.
Её пугает одиночество, потому что она крайне неуверенна в себе, ей нужны доказательства любви, чтоб обрести спокойствие. Она хочет быть хорошей и заслужить любовь.
2. Она зависит от общественного мнения. Ей нужна публичность для признания, оценки и оправдания собственных ошибок.
3. Женщина прикрывается жертвенностью, чтобы не предпринимать шагов по самосовершенствованию и развитию своей личности.
«Мне было не до того, - может сказать она себе, оказавшись у разбитого корыта жизни, не приобретя профессии, не научившись быть счастливой, ничего не достигнув. - Я отдавала всю себя своей семье», - это оправдание.
4. Жертвенность - это способ избежать ответственности за свою жизнь, отказаться от самого себя, убежать от собственного Я.
Она использует свою одержимость любимым мужчиной, чтобы избежать страданий, пустоты, гнева и страха.
Она пользуется взаимоотношениями, как наркотиками, избегая тех чувств, которые ей пришлось бы испытать в одиночестве.
И чем более мучительным становится её общение с мужчиной, тем сильнее оно отвлекает от действительности.
5. Материальная зависимость от мужа заставляет её во что бы то ни стало сохранить семью, - страх бедности и одиночества так силен еще в нашем сознании.
Но, видя в муже спасителя и благодетеля, женщины не замечают, что предают себя и свою любовь, продавая её за шмотки и удобства.
И кому от этого лучше?
К чему приводит жертвенность
По данным ВОЗ, 70% физических болезней обусловлены психологическими причинами.
Основными психологическими причинами недугов являются гнев, критика, обида и чувство вины, - все это вытекает из жертвенности.
Для «жертвующей» - это гнев и обида за то, что благодарности за самоотдачу практически нет. Для тех, кому она посвящает свою жизнь, - это чувство вины.
Вот как пишет об этом Луиза Хей:
«Если, к примеру, человек занимается критикой достаточно долго, то у него часто появляется такое заболевание, как артрит.
Гнев вызывает недуги, от которых организм как бы вскипает, сгорает, инфицируется.
Надолго затаенная обида разлагает, пожирает тело и, в конечном счете, ведет к образованию опухолей и развитию раковых заболеваний.
Чувство вины всегда заставляет искать наказания и приводит к боли.
Намного же легче выбросить из головы эти негативные мысли-стереотипы еще тогда, когда мы здоровы, чем пытаться искоренить их после возникновения заболевания, когда вы в панике и уже появилась угроза попасть под нож хирурга".
Последствиями жертвенности являются:
Пребывание в вечно подчиненном положении, неосознанные сексуальные отклонения, отторжение своего женского начала ведут, по мнению медиков и психологов, к вагиниту, заболеваниям женских половых органов и венерическим болезням;
Гиперответственность, стремление все держать на себе, нести непосильный груз, излишнее стремление опекать близких порождают суставные боли, артрит, артроз, нарушение кальциево-фосфорного баланса, а также кисты, уплотнения, мастит;
Проблемы с общением - отсутствие гармонии между стремлением давать и принимать - приводят к бронхиту, кашлю, астме.
А психологические проблемы все углубляются. Неуверенность в себе и низкая самооценка рука об руку идут с эмоциональной сверхзависимостью от близкого человека.
Признаки подобного «психологически нездорового» состояния:
концентрация всех жизненных устремлений одного человека на другом;
неспособность увидеть себя и свою жизнь во всей многогранности и разнообразии: только он (она) и никто другой - и ничего больше;
отсутствие каких-либо других интересов, кроме заботы о своем любимом человеке;
отсутствие друзей и широкого круга знакомых, потребность всегда (или как можно чаще) быть физически рядом со своим близким человеком;
излишние острые переживания конфликтных ситуаций в отношениях;
слияние и совмещение потребности жить вообще с потребностью жить только с этим человеком;
постоянное ощущение своей ущербности, если рядом нет близкого человека.
Зачем вам все это? Разве в этом проявляется настоящая любовь? Она не является страданием и должна приносить радость и счастье.
Не пора ли вам об этом вспомнить, прежде чем приносить себя в жертву?
Ирина ВЛАСЕНКО
Комментарий специалиста:
Светлана Петросьян, психолог-психотерапевт:
«Формула жертвы выглядит следующим образом: жертва – это человек, который ставит чужие интересы выше своих собственных. Жертвенность формируется в возрасте 2х - 4х лет, и связана с тем, что ребенок «выучивает», что получить одобрение и любовь родителей можно только путем отказа от собственных потребностей, то есть делать (чувствовать, думать) только так, как хотят родители.
Чаще, благодаря социальным установкам, жертвенность прививается девочкам, потому что мальчики – будущие главы семей, добытчики, воины – должны уметь проявлять и отстаивать свои интересы. А в девочках традиционно воспитывается мягкость, послушание и другие удобные качества.
Таким образом, для жертвы следование своим потребностям и, не дай Бог, их отстаивание – это подписание смертного приговора любви. Служение – единственный способ получения любви. Счастье, если жертва объектом любви изберет человека, чьи потребности, хотя бы отчасти, совпадают со своими собственными.
Но тогда жертва и реализовываться будет через этого другого. Но если «фокус не удался», жертва обречена на вечное недовольство, эмоциональные срывы, депрессии, чувство неудавшейся жизни.
Часто жертвы избирают в супруги людей, похожих на собственных родителей – властных, волевых, иногда, вспыльчивых, импульсивных самодуров, деспотичных властелинов. Позиция жертвы устойчива в силу того, что у жертвы часто отсутствует опыт самораскрытия, самореализации и получения любви другим способом.
В жизни подстраивающиеся партнеры часто надоедают, начинают раздражать безликостью и безропотностью. И с ними вконец перестают считаться.
Выйти из позиции жертвы можно, если человек осознает ее и начинает, хотя бы понемногу, открывать для себя мир собственных желаний и потребностей. На самом деле только следование своим истинным потребностям, потребностям «Я», души, делает человека счастливым.
Но осознание потребностей – первый шаг. Второй шаг – научиться свои потребности реализовывать. Например, на бытовом уровне: сходить в магазин и, наконец, позволить себе понравившееся платье или косметику.
Женщины, которые умеют следовать своим потребностям, обладают невероятной притягательностью, потому что они обычно искренни, открыты и непредсказуемы. Они умеют получать и давать радость. Они – женщины, а не унылые и недовольные (в худшем варианте жертвы) «овцы», которым все должны.
Часто, чтобы переступить внутренний страх и начать прощаться со своей жертвенностью, нужна помощь и поддержка со стороны. Иногда профессиональная поддержка психотерапевта, желательно, противоположного пола. Но это может быть и партнер, друг. Главное – получение опыта признания и любви вне жертвенной позиции, а, следовательно, понимание того, что такая любовь имеет место быть. И это далеко не худший вариант»
|