Чаевые - tip, mancia, propina, bahşiş - явление не только широко распространенное, но и в некоторых случаях обязательное. Международные стандарты говорят о классических 10-15 % от суммы заказа. Далее идут нюансы. Зависят они от множества причин: национальных, транспортных, сезонных и даже психологических.
Чаевые с национальным уклоном
В отеле Aguada Beach Resort (5*, Гоа, Индия) в ваш номер кто-то звонит. Время - поздний вечер. Вы открываете дверь и видите двух карликов-стюардов с электрофонариками. "Мы пришли помочь вам расстелить кровать, сэр". На самом деле карлики пришли заработать на чай. И горе вам, если нет мелкой монеты. Выход один - вежливый отказ. А потом вы можете снимать покрывало хоть до утра. Потому что оно пристегнуто под "двуспальным кораблем" на полсотни крючков. Вот для чего отелю нужны карлики, карликам - фонарики, а вам - мелкие деньги для чаевых.
В Турции чаевые называют bahşiş (бакшиш). Минимальный тариф достается носильщику - до USD1, далее идет официант ресторана - 10% от суммы заказа. Более всего можно "отжаловать" таксисту. Причем, независимо от вашей воли. Таксист выгрузит чемоданы, наделает комплиментов, расплывется в улыбке и, оставив себе всю сдачу, укатит со скоростью света. В турецких банях принято добавлять 20-30% к сумме счета - массажист поделится с остальным персоналом.
В Венгрии в 2006 году был принят кодекс чести официанта. Согласно ему, официанты обещали быть предельно вежливыми, точными при расчете с клиентами и не напоминать посетителям о чаевых. Туристы, до этого посещавшие страну гуляша, хорошо знают о методах вымогательства чаевых. Официанты демонстрируют брезгливость, когда чаевые составляют менее 10% от представленного счета. Введение кодекса чести привело к феноменальному результату: официанты стали получать больше.
Чаевые на суше (рестораны, такси, отели)
Италия (mancia, coperto). Если в меню ресторана или кафе не указано, что оплата за обслуживание вошла в цену, то официанту нужно дать чаевые в размере 10-15% от суммы заказа.
США (tip, service charge). Чаевые здесь в ресторанах считают так: сумма по меню + налог (он в каждом штате и в каждом городе свой). В Вашингтоне, например, налог составляет 10 % + чаевые (примерно 10-15 % от суммы заказа). Не возитесь с мелочью, чаевые можно округлить, чтобы примерно получить те самые проценты. Аналогичным образом калькулируют чаевые в отеле. Утром не забудьте оставить на ночном или журнальном столике 1 доллар. Бумажной купюрой, а не мелочью. Это - для горничной. В вашингтонском такси чаевые составляют те же 10-15 %.
Чехия - самая дешевая в "чаевом смысле" страна. Здесь их оставляют только в одном случае: если вас действительно хорошо обслужили. В зависимости от суммы можно дать чаевые, либо округлив счет, либо заплатив 5-10% от него. Чаевые в Чехии платят в ресторанах, за такси и услуги гидов.
Чаевые в воздухе
Единственный вид транспорта, где не принято оставлять чаевые - авиация. Причем это касается не только рейсовых лайнеров, но и VIP-чартеров. Объяснение простое - гонорары стюардов и стюардесс выше, чем у их коллег на суше и на море. Экипаж тоже не в обиде. Если пилоты не довольны зарплатой, то выказать свое несогласие крутым пике - себе дороже.
Тем не менее, в Беларуси зарегистрирован один случай, когда пассажиры дали деньги экипажу. Правда, в долг. Случай произошел в Мадриде, в 1993 году. Экипаж чартера Мадрид - Минск проносил через таможню незадекларированные деньги в сумме свыше USD10000. Деньги предназначались турфирме Viajes Hispano - выручка за сезон. В то время банковские денежные переводы были у нас в диковинку - все возилось "налом". В итоге всю наличность экипажа арестовали. Оплату бортового обеда пришлось делать на деньги, одолженные у пассажиров.
Чаевые в море (круизы)
На бортах круизных компаний давать чаевые давняя традиция. Отличительная особенность "плавучих отелей" (в сравнении с отелем сухопутным) - премиальные здесь вручают по окончании круиза. Причем, не кому-то одному из работников, а всему обслуживающему персоналу. Конверты для чаевых - подсказка. Лежат они в вашей каюте, остается вложить туда определенную сумму (ниже - подсказка "Интерфакса"). Процедура вручения - на ваше усмотрение: отдать служащим лично или оставить конверты с деньгами на столике. Вот список служащих и размер чаевых:
- стюард (горничная): €1,5 (1 персона в сутки)
- официант: €2 (1 персона в сутки)
- метрдотель: €1 (1 персона в сутки)
- русскоязычный сопровождающий: €2 (1 персона в сутки)
Чаевые - не прихоть круизных компаний. Обслуживающий персонал заведомо уведомлен о небольшой зарплате и праве брать чаевые себе полностью. Таким образом, работники зависят от чаевых. Это заставляет их повышать уровень сервиса. Оставляя чаевые служащим корабля, туристы дают оценку их работе и помогают получить достойный заработок. Служащие, в свою очередь, определяют, какая нация жадная, а какая - понимает их проблемы.
Известен случай, когда на судах известной компании был объявлен бойкот немецким туристам. Одновременно было проявлено повышенное внимание к англичанам. Формально у руководства не было повода к увольнению подчиненных - наряду с жалобами немцев у них были благодарности от англичан. Очевидно, что проиграли только жадные туристы. С тех пор у немцев чаевые входят в цену круиза.
Для удобства туристов чаевые в размере 10 - 15% включены во все счета из баров и на заказ вин в ресторанах. В итоге за 7-дневный круиз пассажир расходует около €100 (на чаевые персоналу: €46 и еще столько же - в барах и ресторанах лайнера). Правда, для трезвенников эта сумма скромнее.
Психологический аспект чаевых
Чаевые - хорошее лекарство от жадности. Еще чаевые помогают почувствовать себя господином. Как вы думаете, почему испанский маляр-штукатур ведет семью на обед в ресторан? Во-первых, подарок жене-домохозяйке. Во-вторых, событие для детей. В-третьих, чтоб покомандовать официантом. "Пепе, мы будем есть мясо. Нет - рыбу. Пепе, у вас пицца есть? Пепе с удовольствием бегает, а маляр-штукатур с удовольствием платит чаевые (propina) . Это тешит его самолюбие, недаром он сеньор.
Психологический аспект чаевых - повод поднять себе настроение. Отправляясь за межи Беларуси, наберите полчемодана наших сторублевок. Оплата ими чаевых вдвойне эффективна: избавляет валюту РБ от инфляции и дает повод для анекдотов.
Со своей стороны психомоторика чаевых - мощный рычаг и для "вымогателей". Чем беднее страна, тем любезнее "вымогается" чаевой гонорар". И тем увлекательнее для бывалого туриста от этого "вымогательства" увильнуть. Таким образом, заполучить чаевые с одной стороны и не заплатить их с другой - это своего рода игра.
В отеле Kanishka (3*, Дели, Индия) вам могут позвонить по внутреннему телефону и представиться - room service. "Не желает ли сэр отужинать прямо в номере?" Предложение встречается с энтузиазмом: трудный день, силы на исходе. Вам привезут тележку с ужином минута в минуту. Еще пять минут стюард будет стоять и улыбаться во весь белозубый рот: "что-нибудь еще, сэр?" А вы изображаете занятость, весь в бумагах. "Ты еще здесь? Угости сигаретой, камрад". "Какую сигарету желает сэр?""Marllboro подойдет". Но стюард не достанет из нагрудного кармана свой Marllboro. Он отправится за сигаретой в ресторан. Вернувшись, принесет ее на блюдце с салфеткой.
Так вы его можете "истязать" хоть до утра. Со стороны кажется, у него нет никаких дел. На самом деле room service зарабатывает себе чаевые. Вы это знаете и поражаетесь его выдержке. Особенно после того, как дали ему всего 5 рупий (около USD1), а он излучает счастье на миллион рупий.
Назавтра он встречает вас у лифта с той же искренней улыбкой. Самый раз положить ему в ладонь Бенджамина Франклина в долларовом исполнении.
Для правообладателей:
Если Вы увидели свой материал без указания источника, скорее всего это случайность.
Напишите пожалуйста нам и все нарушения будут исправлены.
Заранее приносим свои извинения.