Каждому из нас в детстве мама с папой, а может и любимая бабушка читали сказки. Их было много: и про Конька-горбунка, и про Царевну-лягушку, Колобка и серого волка... А что мы помним о том времени, о своих ощущения в этот момент? Какой неподдельный восторг мы испытывали, когда принц, наконец-то преодолев все преграды, целовал в уста спящую красавицу; а тот дикий ужас, что пронизывал все наше существо, когда русалочка в одночасье становилась пеной морской!? Помните? Сейчас эти воспоминания вызывают у Вас улыбку, а тогда, в детстве в те мгновения нешуточные страсти обуревали наши души...
Испокон веков знания о мире передавались из уст в уста, складывались в народное творчество, воплощенное в сказках и легендах, мифах и баснях, притчах и сагах, былинах и эпосах... Эти сказания формировали в нас нормы морали, делили наш мир на черное и белое - на хорошее и плохое. Сказки учили нас жить, накапливали опыт, разъясняли, как должно поступать в тех или иных ситуациях. Поэтому задумайтесь: что Ваша сказка несет Вашему ребенку; действительно ли привлекателен ее главный положительный герой, верны ли его поступки - не может ли статься, что психология поведения, мотивация действий или образ негодяя в целом покажется Вашему ребенку полнее, ярче и краше? Обратите также внимание и на язык повествования - не слишком ли много в нем острых, негативных слов? Например: злой, колючий, холодный, острый, тяжелый, ударил, упал, проткнул и т.д. Каково их соотношение с позитивными словами, такими как: яркий, красивый, солнечный, радостный, счастливый, дружить, играть, помогать и т.п.? Преобладание отрицательной языковой эмоциональной окраски сказки оказывает общее удручающие и подавляющее воздействие на Вашего ребенка.
Сказка - это мощное оружие в Ваших руках! Если Ваш ребенок оступился, совершил неблаговидный поступок или стоит на распутье перед выбором - не надо его ругать и указывать ему, что делать: расскажите ему сказку! Пусть Ваша сказка, а не Вы сами пожурит ребенка, пусть покажет ему выход из сложившейся ситуации, пусть направит на правильный путь! Не бойтесь творить, выпустите свою фантазию на волю: уделите в сказке место и волшебству, и мечте, и даже целому новому миру! Не забывайте только одно - что Вы хотели донести до своего ребенка. И щедро сдабривайте свою сказку привязывающими, олицетворяющими и ассоциирующими фразами: «В далекой-далекой стране жил маленький мальчик, совсем такой же, как ты..», «девочка посмотрела на свои ладошки - посмотри на свои ладошки, - и увидела...» и т.п.
Сказкотерапия может не только помочь ребенку найти решение конкретной проблемы, но и может помочь взрослому найти общий язык со своим ребенком. Сказка естественно сближает Вас и Вашего ребенка. Сказка более информативна в сравнении с обычным диалогом, она помогает Вам удержать внимание своего ребенка и дает возможность на протяжении всего повествования не только подсказать ребенку, как поступить, но и объяснить почему нужно поступить именно так, Вы логически подводите своего ребенка к правильному решению, причем давая ему возможность принять это решение самому - а это очень важно для ребенка: научиться принимать решения самостоятельно. По средствам сказки Вы служите своему ребенку проводником в взрослый мир. При этом сказка несет моральную свободу в восприятии ребенка, однако, эту свободу незримо контролируете именно Вы.
Но если с детской сказкой дело обстоит более или менее понятно, то воздействие по средствам сказкотерапии на взрослого гораздо труднее и сложнее в исполнении. В идеале, концепция сказкотерапии такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы. Но на практике все обстоит несколько иначе. Дело вот в чем. Существуют три вида решений, которые может предложить сказка - и которые вообще могут работать в процессе психотерапии. Первое, это так называемые «правильные» решения, то есть культурно принятые, всеобщие, авторитетные - они лежат на поверхности, они легче всего в употреблении и, пожалуй, наименее эффективны (человек с ними, скорей всего, уже многократно ознакомлен). Во-вторых, - это самая распространенная форма психотерапии, - свои решения самого психотерапевта, которые он успешно использовал в своей жизни либо теоретически предполагает их верность в данной конкретной ситуации. И, в-третьих, это собственные, личные решения самого человека. Это самый правильный, самый действенный и самый экологичный метод, он всегда бьет в десятку, однако, зачастую не под силу даже самому психотерапевту. Всем этим решениям соответствуют разные стили работы, и все они работают по-разному: от способа напрямую зависит и результат!
Монастырская Ольга
|