На одном из самых древних видов искус- ства - украшать себя - сегодня сосредото- чены самые передовые технологии с мил- лиардными бюджетами. И многие по ка- ким-то причинам готовы тратить на маки- яж и свое время, и немалые деньги.
Для российских женщин косметика - прак- тически предмет первой необходимости. Большинство из них готовы отказаться от нее лишь в том случае, если денег пере- станет хватать на еду. "Женщина тратит на косметику примерно 12% своего еже- месячного дохода, - рассказывает Анна Дычева-Смирнова, организатор крупней- шей в Восточной Европе парфюмерно- косметической выставки "Интершарм". - Объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2006 году составил почти 8 миллиардов долларов. И продолжает расти. Объем рынка США оценивается примерно в 35 миллиардов долларов, Западной Европы - в 36 миллиардов евро". Каких целей пытаются достичь женщины, отдавая этому столько усилий и средств? И может ли самая дорогая или самая правильно подобранная косметика сделать нашу жизнь лучше, приблизить нас к гармонии с собой?
Самая привлекательная
По данным социологических опросов, большинство женщин пользуются кос- метикой в первую очередь для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Как показали исследования, проведенные компанией TSC для Clinique, 77% россиянок говорят о том, что мнение мужчин имеет решающее значение в отношении всего, что касается их внешности. В США и Великобритании так же ответили около 50% женщин. "В частных беседах многие мужчины также признаются, что им нравятся женщины с макияжем, в красивой, подчеркнуто женственной одежде, - комментирует гештальттерапевт Ольга Долгополова. - Среди европейцев и американцев большее значение имеют личностные ка- чества: в ответ на вопрос "Какие женщины вам нравятся?" мало кому придет в голову вывести на первый план как ценность именно внешние данные. Это по меньшей мере несовременно".
Такое отношение к своей внешности в определенной мере связано с демогра- фической ситуацией: когда сложно найти себе пару, макияж становится для женщины одним из средств обратить на себя внимание. Возможно, также и поэтому в провинции, в небольших городах и поселках женщины стремятся использовать более яркий макияж и одежду, постоянно выглядеть, что назы- вается, нарядно. "Привлечение сексуального партнера - одна из самых силь- ных мотиваций нашего поведения, - рассказывает Ольга Долгополова. - Эта потребность связана с сохранением жизни, возможностью продолжить свой род".
"Самые активные потребительницы средс тв макияжа в России - женщины от 20 до 34 лет, - комментирует Анна Дычева- Смирнова. - Но они почти полностью пе- рестают пользоваться косметикой при- мерно к 60 годам. А, например, среди американок уровень расходов на косме- тику остается неизменным до 55 лет, да и после 60 они продолжают ей пользо- ваться". Тем не менее у нас молодые женщины (в целом) пользуются макия- жем гораздо активнее, чем, скажем, в Европе или Америке. "В нашей стране быть не замужем, не иметь партнера - значит (в глазах общественного мнения) быть женщиной неуспешной, - объясняет Ольга Долгополова. - И чем дальше от столицы, тем более заметна эта тенденция".
Во многом она связана с отсутствием социальной защищенности. В боль- шинстве развитых стран женщин (их здоровье, права) оберегает закон; госу- дарство также поддерживает тех, у кого родился ребенок, и в результате большинство из них могут самостоятельно (без участия мужчины) обеспечить себя.
Какая есть
"Без макияжа чувствую себя словно голая, - признается 41-летняя Наталья. - Никогда не выхожу на улицу без косметики". "Для меня это была настоящая проблема, когда мы жили месяц в палатках у моря, - не могу без макияжа! - рассказывает 22-летняя Елизавета. - Когда море смывает косметику, мне кажется, у меня нет ни глаз, ни губ, ни бровей. Первое, что сделала, когда вернулись в город, - перманентный тату-макияж, чтобы всегда быть во все- оружии". Иногда такое отношение к косметике приближается к зависимости: женщина живет с ощущением, что без макияжа она недостаточно хороша. Ольга Долгополова комментирует: "Некоторые уверены в том, что, прежде чем показаться на глаза своему партнеру (скажем, утром, после сна), нужно привести в порядок лицо. Что женщина должна оставаться для мужчины неизменно прекрасной, всегда ухоженной, безупречной. Казалось бы, что плохого в этом намерении? На самом деле за таким подходом к себе кроется невысокая самооценка, неспособность принять себя, убежденность в том, что "ни в коем случае нельзя показать себя такой, какая я есть на самом деле, потому что такой я нравиться не могу".
Смысл маски
Итак, женщины "делают лицо", прежде чем показать себя миру, создают образы и надевают их на себя - "роковая", "куколка", "лолита" - или делают макияж, создающий впечатление… отсутствия макияжа. Эти образы меняются в соответствии с модой и тем, какую роль в социуме в данный момент жен- щина намерена играть. Это своего рода послания, несущие социальный смысл, - как кастовые знаки "бинди" на лбу индийских женщин или нарисованные мушки на дамских лицах и шеях во времена Помпадур. "Это как бы не вполне я, а некий легальный образ меня - такой, какой я предъявляю себя миру, - поясняет Ольга Долгополова. - То, что могут видеть и обсуждать другие, - всего лишь мой образ, на самом деле неизвестно, какая я в реальности. Это способ увеличить личную дистанцию, чувствовать себя более защищенной, неоголенной и неранимой. А без маски "я открываюсь лишь тем, кому до- веряю". В этом есть очень древний, обереговый смысл раскраски лица - защита, маска".
Боевая раскраска
Так это привычное ежедневное действо - нанесение макияжа - приоткрывает нам свой архетипический, впитанный нами с рождения смысл. "Раскраска лица в примитивных сообществах - это атрибут боевых действий, - рас- сказывает Ольга Долгополова. - Но и в нашей жизни непрерывно происходит "битва полов", и макияж - один из видов оружия". Заметим: в нашем лю- бовном, романтическом лексиконе мы используем слова "покорить", "добиться", "пленить", "завоевать" - они отражают скрытую сторону отно- шений. "В близких отношениях мы испытываем именно амбивалентные чувст- ва, - продолжает Ольга Долгополова. - Известный психотерапевт, классик психоаналитического направления Карен Хорни (Karen Horney) подробно описывает эти феномены любви-ненависти. Зрелый человек способен интегрировать внутри себя эти полярности: время от времени я не люблю, раздражаюсь и даже ненавижу, но это не значит, что отношения не удались или их пора завершать. В гендерных отношениях очень важно осознавать и принимать в себе изрядную долю амбивалентности, учиться с ней обходиться социально приемлемыми способами. Наш макияж - это обольщающая рас- краска. Она помогает "одержать победу", "выиграть" во взаимодействии полов".
Возвращение к себе
Выглядеть хорошо, чувствовать себя привлекательной, ощущать себя уверенно - именно эти бонусы макияжа перечисляют женщины как безус- ловные шаги на пути к счастью. Макияж дает нам возможность повысить самооценку, считает американский визажист Бобби Браун (Bobbi Brown), написавшая книгу "Эволюция красоты" ("Beauty Evolution", HarperCollins Publishers, 2005). "Выглядеть наилучшим образом означает для меня три вещи: принять то, что мы не можем изменить, быть уверенным в себе и обладать некоторыми знаниями в отношении макияжа. А быть уверенным в себе - значит осознать, что в вас есть особенное, и не фокусироваться на том, что вам не нравится". Визажист Эдуардо Феррейра (Eduardo Ferreira) из команды Бобби развивает эту идею: "Допустим, девушке не нравится ее нос. Она стоит перед зеркалом и говорит: "Мне не нравится мой нос". Она уже не в состоянии видеть ничего на своем лице, кроме этого носа. Приходит к визажисту и просит научить ее, как сделать его меньше (тоньше). Нос - объект ее постоянного внимания - становится объектом внимания окружаю- щих. А прекрасные глаза или красиво очерченные губы отходят на второй план". Но макияж может стать и средством терапии для тех, кто стремится принять себя. Стоит лишь позволить себе увидеть то, что в нашей внешности нравится (нам) более всего. И, подходя к зеркалу, помнить об этом. "Это поможет увидеть себя настоящую, - считает Эдуардо Феррейра. - Не такой, как 10 лет назад, и не такой, какой вы никогда не будете, но именно себя - в настоящий момент".
Без оглядки на других
Кажется, что супермодели, голливудские актрисы и прочие действующие лица глянцевой действительности особым образом влияют на сознание женщин, буквально заставляя их стремиться к определенным образцам красоты и побуждая покупать косметику. Но социологи доказали, что боль- шинство женщин вовсе не столь внушаемы*. В ходе опроса 10 000 женщин из 12 стран мира выяснилось, что реклама с участием знаменитостей не влияет на выбор и предпочтения, связанные с косметикой. Исключение составляют Индия и ЮАР. Хотя мнение окружающих для большинства женщин все-таки важно.
Полезные ископаемые
Один из мифов, связанных с декоративной косметикой, основан на том, что макияж вреден для кожи. Такая точка зрения по меньшей мере несов- ременна: средства макияжа являются хорошей защитой лица (единственной постоянно открытой части тела) от агрессии внешней среды, включая ультрафиолетовое излучение и свободные радикалы. И оказывается, самые нейтральные, хорошо переносимые и натуральные средства макияжа - это те древние красители, которые наши предки наносили на кожу в ритуальных целях: микронизированные (очень тщательно измельченные) минералы обла- дают естественным солнцезащитным действием, примерно равным SPF15. Инертные минералы не поглощаются кожей, не вступают ни в какие реакции, что сводит к нулю риск аллергии и раздражения, и более того, препятствуют размножению бактерий - что делает возможным использование минерального макияжа после хирургических вмешательств или при дерматологических проблемах. Средства на основе микронизированных минералов существуют у марок I. D. Bare Minerals и Jane Iredale.
|