Как часто мы идем в магазин, чтобы купить что-то одно, а выходим с совершенно незапланированными покупками! Управлять своими чувствами и желаниями во время шопинга – большое искусство! Passion.ru предлагает научиться покупать не то, что внезапно захотелось, а то, что вам действительно нужно.
Оказывается, помочь тем из нас, кто никак не может воздержаться от спонтанных покупок, могут Интернет - магазины.
Совершать покупки в сети интернет – это так же естественно для современных людей, как пользоваться мобильным телефоном, ICQ или иметь дома цветной телевизор. Виртуальная торговля помогает нам пополнить коллекцию книг, обновить программы на компьютере или даже приобрести новый велотренажер.
Каждый из нас сможет с легкостью назвать основные причины того, что вместо похода в ближайший супермаркет мы все чаще обращаемся в магазин с вывеской Internet Explorer.
Во-первых, это широчайший выбор товаров – редкий «кирпично-бетонный» коллега интернет-магазина может соперничать с ним по охвату ассортимента.
Во-вторых, это цены, которые становятся ниже за счет отсутствия необходимости оплаты труда продавцов-консультантов и аренды торговых площадей в центральных местах города.
В-третьих, это круглосуточная доступность, благодаря которой мы можем выбирать себе новый диван хоть среди ночи, лежа на мягкой кровати с тепленьким ноутбуком. И, конечно, всем нам очень нравится возможность получить огромное количество информации о товаре как в самом магазине, так и в «соседней» поисковой системе.
По данным comScore Media Metrix, основными товарами, которые женщины приобретали в Сети, являются туристические услуги (37,5%) и одежда для взрослых (32,4%).
Также популярны товары для здоровья и косметика (27,0%), одежда для детей и подростков (18,8%), финансовые товары и услуги (15,0%), продукты питания (их приобретали за последние полгода 14,9% респондентов).
Но, оказывается, делать онлайн – покупки не просто очень удобно, а еще и полезно. Есть еще одно преимущество, о существовании которого раньше знали только некоторые эксперты в области продаж.
А именно: цифровые магазины помогают нам удержаться от покупки ненужных товаров. Помогают на чисто психологическом уровне. Как – читайте далее.
Гарвардская школа бизнеса недавно провела исследование, в котором попыталась выяснить, существует ли взаимосвязь между тем, какие товары мы заказываем, и временем их получения.
Внимание ученых привлек интернет-магазин, продающий продукты. А уж в еде, как известно, у нас больше всего слабостей! Никогда не замечали, насколько часто получается так, что идешь в магазин за шпинатом и минеральной водой, а возвращаешься с тортиком и копченой колбаской? Интересно, а если «пойти за продуктами» в интернет – все закончится так же?
Все, что «лежало на полках» цифрового продуктового магазина, исследователи разделили на две категории: «то, что хочется», и «то, что нужно».
В «то, что хочется» попали продукты, к которым наши руки в обычных супермаркетах тянутся сами – это самые разнообразные сладости, мороженое, газированные воды и другие продукты - все вкусненькое, но вредное для нашего здоровья и фигуры.
А категорию «то, что нужно» составили лучшие друзья любого диетолога – свежие овощи и фрукты, низкокалорийная пища, минеральные воды и другое съестное, радующее наш организм витаминами и здоровьем, но не всегда поражающее воображение аппетитностью и внешней красотой.
После такого разделения ученые в течение года при помощи особой программы наблюдали за поведением виртуальных покупателей. Кстати, посетители магазина могли делать свой заказ, выбирая удобное им время доставки – от двух до пяти дней.
За год наблюдений наметилась устойчивая связь между временем получения товара и тем, что захотели приобрести клиенты магазина.
Эта связь заключалась в том, что чем больше времени от совершения заказа до получения продуктов, тем большую часть корзины составляли полезные продукты и меньшую – «то, что хочется».
Почему же покупатели, которым предстояло дольше ждать доставку, совершали более правильный выбор?
Различное восприятие одного и того же факта в зависимости от того, как быстро все произойдет – давно обнаруженный психологический феномен.
К примеру, вспомните, как часто мы планируем со следующей недели или месяца «начать другую жизнь» – бросить курить, приобрести абонемент в тренажерный зал, поменять стиль одежды или прическу.
Но если представить, что такие изменения должны произойти уже завтра, ощущение радостного предвкушения и комфорта улетучивается. Мы склонны идеализировать то, что совершиться через большой промежуток времени, а к сегодняшнему дню обычно подходим с позиций прагматизма и сиюминутных желаний.
Таким образом, сам факт того, что заказанную продукцию еще придется ждать, заставляет нас подходить к процессу покупки более трезво. А это великолепное преимущество Интернет - магазинов достается нам абсолютно бесплатно!
Кстати, такую пользу от цифрового метода совершения покупок можно получать не только при пополнении холодильника – другая группа исследователей из той же Гарвардской школы бизнеса установила, что при онлайн заказе DVD-фильмов мы выбираем тем больше документальных и образовательных лент, чем дольше нам придется ожидать прихода продукции в почтовый ящик.
Нашу склонность приобретать «полезное» заранее, а вредную вкуснятину получать как можно быстрее используют и грамотные менеджеры обычных супермаркетов, помещая овощи и фрукты недалеко от входа, а конфеты и газированную воду поближе к кассовым аппаратам и выходу из магазина.
Так что имейте в виду, что контролировать свои эмоции нужно тем сильнее, чем ближе к кассиру вы приближаетесь!
Онлайн – магазины – идеальное место шопинга для тех, кто вечно занят, весь день не отрываясь сидит за компьютером, пользуется всеми благами сети Интернет и не имеет времени на вдумчивые прогулки по супермаркетам. Мы решили попросить поделиться опытом известных писательниц: делают ли они покупки в Интернете, и как удерживаются от приобретения «ненужного, но очень вкусного»?
Татьяна Веденская:
«Я достаточно часто делаю покупки в интернет- магазинах. Однако в последнее время это не продуктовые товары. Ассортимент продуктовых лавок в Интернете достаточно скуден в отличие от хорошего супермаркета, в котором я привыкла отовариваться. Обязательно чего-нибудь не хватает.
Какой-нибудь морковки, за которой все одно придется идти в реальный магазин. И потом, необходимость полдня ждать доставку – это не всегда удобно. А вот если вести речь о какой-то крупной технике, о редких фильмах или книгах – тут Интернету нет равных. Техника на сайтах на порядок дешевле, ассортимент больше.
Если чего-то нет на одном виртуальном складе, на другом найдется обязательно. И, вопреки существующему мнению, мошенничество на таких складах не развито. Я много раз покупала разные технические штуки от весов для новорожденных до стиральных машин. И ни разу мне не привезли брак или что-то, чем была бы я не довольна. Кстати, покупать в кредит через Интернет тоже проще. Не надо стоять в очередях.
А что касается спонтанных покупок – от них кое-как спасает заранее составленный список того, что должно упасть в тележку. Однако если уж быть честной, я обязательно схвачу какую-нибудь ерундовину.
Мое счастье, что я западаю не на шоколадные батончики, а на какой-нибудь пластиковый мусор типа контейнеров для хранения еды или магнитиков. Впрочем, не могу сказать, что потом я из-за таких покупок сильно страдаю. А в магниты дети играют, выкладывают на холодильнике целые картины».
Арина Холина:
«Наверное, это неплохая идея, но мы с моим любимым мужчиной никогда не закупаемся на неделю – едим, как попало, то в кафе, то в кулинарии всякие салаты - даже смесь для окрошки - берем, то целый день грызем «начос» с сырным соусом.
К тому же, как определить в сети, дозрело ли авокадо или нормально ли выглядит замороженная рыба? Иногда она такая странная, даже в магазине - глыба льда, а внутри съежилось нечто ужасное... Не уверенна в том, что мне пригодится услуга Интернет - магазина.
Вообще, я не из тех девушек, которые, намазав батон хлеба сгущенкой, клянутся сесть на диету. Если надо сбросить пару кило, я без каких-то особенных ухищрений ем пару дней овощи, пью кефир и отказываюсь от сладкого. Но раз в три дня позволяю себе оторваться - и торт съесть, и какую-нибудь лазанью. Никакого мазохизма.
И я не считаю калорийную еду вредной - какой вред, если ты получаешь от нее большое удовольствие? Сплошной позитив! Котел пельменей я физически не в состоянии скушать - от природы ем мало.
Мне кажется, что в вопросах диеты человек должен раз и навсегда определиться, что ему важнее - сорок четвертый размер или преогромный торт со взбитыми сливками. Не понимаю, почему у людей такие сложности возникают. Правда, я никак не могу бросить курить - это моя ахиллесова пята».
Юлия Шилова:
«Свою первую покупку в Интернете я сделала ровно год назад и осталась довольна. К этому шагу меня подтолкнула моя подруга, которая пристыдила меня за то, что я теряю слишком много времени на покупки товаров в магазине, в то время как всё человечество активно пользуется совсем другими способами приобретения необходимых вещей.
До этого мне казалось, что для того, чтобы приобрести нужный товар через Интернет, мне придётся ехать на какой-нибудь склад, но все оказалось намного проще. И вот я в полной мере ощутила всю прелесть виртуальных покупок: оказалось, что не нужно никуда ехать - привезут прямо домой.
Была приятно удивлена, что стоимость товаров в Интернет - магазинах была ниже, чем в обычных, процентов на двадцать. Оказалось, что в Интернете довольно большой выбор и много различных новинок.
Моей первой покупкой через Интернет - магазин оказался сотовый телефон. Он получился дешевле, а гарантии те же. Хотя и тут нужно быть предельно внимательным, потому что многие Интернет - магазины устанавливают обычные розничные цены. Вторая моя покупка - фотоаппарат.
Я получила не только финансовую выгоду, но и моральное удовлетворение. Индивидуальный подход к клиенту, качественное и внимательное отношение к покупателю. Да и среди своих знакомых отрицательных отзывов я пока не слышала. Печальный опыт покупки товаров через Интернет у меня был только один раз.
Это покупка продуктов питания. К сожалению, часть из них оказались просроченными. Поэтому продукты я предпочитаю выбирать в обычных магазинах и тщательно проверять срок годности товаров. Особенно мне нравится покупать в Интернет - магазинах билеты в театр и на концерты.
Всегда приветливые операторы, которые не просто записывают адрес для того, чтобы прислать курьера, а с удовольствием поговорят о репертуаре, выскажут свою точку зрения, поделятся личным мнением и, если на данный спектакль нет билетов, поставят в лист ожидания и перезвонят в самое ближайшее время.
Я так же приучила себя покупать через Интернет - магазины лицензионные диски. Их всегда много в специализированных магазинах, где продаётся компьютерная техника. Достаточно найти нужный сайт, выбрать понравившийся диск и сделать заказ. Курьер доставляет товар через несколько часов.
При этом можно сэкономить и время, и деньги. На сайтах всегда много различных акций, появляется возможность даже что-то выиграть. Пусть это окажется и не совсем нужная вещь, но на душе всегда приятно.
Что касается продуктов.… При походе в магазин я никогда не теряю бдительности, потому что прекрасно понимаю, что в отличном супермаркете всегда работает армия исследователей, психологов, хорошо обученных менеджеров и продавцов.
Их задача опустошить мой кошелёк. Самое главное правило для того, чтобы никто не смог манипулировать моим сознанием, - это никогда не ходить в магазин голодной, потому что когда хочется есть, можно накупить массу ненужных и необдуманных вещей.
Чувство голода берет верх и притупляет разум. Поэтому перед тем как идти в магазин лучше перекусить и смотреть на различные товары на сытый желудок.
Маркетологами и психологами доказано, что товары, расположенные при входе в магазин, продаются лучше всего. Эти товары, как правило, являются лидерами продаж, поэтому здесь нужно проявлять повышенную бдительность.
Если я чувствую, что в тот момент, когда стою в очереди в кассу, моя рука потянулась за зубной пастой или мылом, я просто убеждаю себя в том, что меня вынуждают и заставляют это купить, и хорошенько думаю, нужна ли мне на самом деле та или иная вещь или нет.
Затем одергиваю руку и хвалю себя за самообладание и контроль над ситуацией. Благо, что покупка шоколадных батончиков и прочих сладостей, продающихся рядом с кассой, мне не грозит. Я с детства абсолютно равнодушна к сладкому.
Лучше всего ходить в магазин со списком необходимых покупок и брать с собой наличными ту сумму, которой хватает для приобретения нужных товаров из списка. Не стоит клевать на предложения «две вещи по цене одной», потому что чаще всего эти две вещи вам абсолютно не нужны, да и в другом магазине они стоят ровно столько, сколько одна из них. Нужно научиться экономить и грамотно тратить свои деньги!»
Егор ГАЗАРОВ
|