Сегодня не существует самого понятия универсальной моды. Во главу угла поставлена индивидуальность, поэтому нам не нужно придерживаться какого-то определенного стиля, а можно самовыражаться на полную катушку. Кто-то предпочитает духи с гурманскими нотками — ароматами шоколада, карамели, дыни. Кто-то находит в старых лавках винтажные запахи. Кто-то без ума от восточных благовоний, а кто-то предпочитает пахнуть чистотой и мылом. Мы живем в мире бесконечного разнообразия ароматов. Проблема существует только одна — как выбрать свой?..
Из истории запахов
Парфюмерия берет свое начало в Древнем Египте и Древней Греции, где ароматы использовались для целого спектра процедур: при бальзамировании, в гигиенических и терапевтических целях, ну и, конечно, для обольщения. Легендарный греческий паромщик Фаон при помощи флакончика духов, полученного в подарок от богини любви Афродиты, сумел покорить прекрасную Сафо — поэтессу с острова Лесбос.
Огромный вклад в дело развития парфюмерии внесли персы и арабы: именно на Востоке впервые научились делать ароматические масла и эссенции. Потом духи проникают в Древний Рим, где активно используются не только как ароматы, но и как целебные вещества (не случайно продавцы благовоний одновременно были и аптекарями). Римляне же изобрели и стеклянный флакончик для духов, дошедший до наших дней. На площадях античных городов били фонтаны розовой воды. На пирах Нерона во время трапезы над головами гостей запускали белых голубей со смоченными в ароматной воде крыльями.
Рецепты приготовления ароматических веществ можно найти в Ветхом Завете. Духи связываются со многими историческими личностями. В Х веке до нашей эры царица Савская преподнесла в дар царю Соломону драгоценную шкатулку с благовониями. А Александру Македонскому такая шкатулка досталась в качестве военного трофея.
С появлением христианства к духам стали относиться как к чему-то легкомысленному, хотя благовония по-прежнему используются в религиозных обрядах. В Европе парфюмерное искусство практически исчезает, зато на Востоке оно достигает наибольшего расцвета. Но поскольку связи между разными регионами крепнут, утаить драгоценную жидкость уже нельзя: крестоносцы через Венецию вновь ввозят ее в Европу. В 1615 году здесь появился первый рецепт лавандовой воды. Среди клиентов восточных продавцов парфюмерии были самые высокопоставленные европейцы. При этом лучшими ценителями и лучшими учениками парфюмерного производства оказались французы. И именно Франция стала новой столицей духов. Таковой она остается и по сей день.
Ароматы голубых кровей
В течение многих столетий духи считались роскошью, поэтому первыми заказчицами, потребительницами и одновременно рекламными лицами парфюмерной продукции были обладательницы голубых кровей. Считается, что моду на духи ввела Екатерина Медичи. Некий кудесник Рене ле Флорентин смешивал для нее запахи в произвольном порядке, а королева выбирала понравившиеся. Кстати, душили в то время в основном перчатки.
Первым же официальным придворным парфюмером считается Жан-Франсуа Убиган — он ублажал запахами Марию Антуанетту, которая ввела моду на ароматизированные ванны, надушенные платочки и специальные благоухающие пакетики, которые носили под одеждой.
Позже клиентами дома Houbigant были английская королева Виктория, Наполеон III и российский император Александр III, которому были посвящены ароматы «Царский букет» и «Одеколон Российской империи». Еще один парфюмерный дом — Creed, основанный в 1760 году, снабжал ароматной водой императрицу Евгению, императрицу Австрии Елизавету и прочих коронованных особ. Дом благополучно дожил до наших дней и сегодня предоставляет возможность для всех желающих заказать индивидуальный аромат (правда, для этого нужно записаться в длинный список ожидающих и заказать как минимум десять литров духов).
В XIX веке во Франции появились еще три легендарных парфюмерных дома. И у каждого были свои именитые покровители. Дом Guerlain одаривал ароматами императрицу Евгению, Coudray — Аделаиду Орлеанскую и королеву Викторию, а Roger & Gallet — Наполеона Бонапарта с Жозефиной. Наполеон вообще был маньяком запахов: за день он переводил до 12 литров туалетной воды, а в ссылке на острове Св. Елены, когда у него закончился одеколон, император придумал собственный рецепт с добавлением бергамота. Кстати, считается, что Наполеон изобрел и сам термин «туалетная вода».
Сегодня и королевских особ раз два и обчелся, и духи для них никто не изобретает — современные принцессы и герцогини благоухают тем же, что и мы с вами.
Сегодня не существует самого понятия универсальной моды. Во главу угла поставлена индивидуальность, поэтому нам не нужно придерживаться какого-то определенного стиля, а можно самовыражаться на полную катушку. Кто-то предпочитает духи с гурманскими нотками — ароматами шоколада, карамели, дыни. Кто-то находит в старых лавках винтажные запахи. Кто-то без ума от восточных благовоний, а кто-то предпочитает пахнуть чистотой и мылом. Мы живем в мире бесконечного разнообразия ароматов. Проблема существует только одна — как выбрать свой?..
Знак качества от звезды
К концу XIX века коронованных особ уже никто не считал законодателями моды. Пальму первенства у них отобрали актрисы — сначала театра, а затем и кино. В это же время звезды стали появляться в рекламе. В 1898 году на улицах Парижа появился рекламный постер (кстати, он выглядел как обычная афиша), на котором великая Сара Бернар рекламировала рисовую пудру La Diaphane. Ну и пошло-поехало. Звезды кино (в основном голливудские) стали торговать лицом налево и направо. Вот лишь несколько марок, обязанных своей популярностью знаменитым актрисам: мыло Lux (Джоан Кроуфорд, Одри Хепберн, София Лорен), косметика Max Factor (Лиз Тейлор, Ава Гарднер, Джуди Гарланд, Грэйс Келли), шампунь Lustre-Creme (Мэрилин Монро).
Фраза легендарной М.М. о том, что лучшей одеждой в постели она считает пару капель духов «Chanel №5», оказала этому аромату фантастическую услугу. С тех пор лицами этого запаха были только самые красивые, утонченные и изысканные женщины. Сначала француженки (Катрин Денев, Кароль Буке), а в последнее время и иностранки — Эстелла Уоррен и Николь Кидман (последняя подписала самый крупный в истории парфюмерной рекламы договор — на пять млн. долларов).
За последнее время количество звезд, рекламирующих новые запахи, стремительно возросло: Кьяра Мастроянни («Enjoy»), Лив Тайлер («Very Irresistible» от Givenchy), Мила Йовович («Night»), Моника Беллуччи («Sicily»). В истории рекламы было немало случаев, когда после успешного мелькания в TV-ролике мало кому известная модель или начинающая актриса становилась звездой. Снявшись в рекламе «Chanel №5» (ролик снимал Люк Бессон), резко изменила свою карьеру Эстелла Уоррен — ее стали приглашать прославленные режиссеры.
А Моника Беллуччи, поработав на рекламе духов «Sicily» у режиссера Джузеппе Торнаторе, так ему понравилась, что он пригласил ее в фильм «Малена». Эта картина перевела Монику в разряд суперзвезд. Руперт Эверетт так и снимался бы в массовке, не стань он лицом мужского аромата «Opium».
В 90-е звездам оказалось мало рекламировать чужой продукт — они захотели выпускать свои. В 1989-м Элизабет Тейлор выпустила свой первый аромат «Passion», а спустя год еще один — «White Diamonds». Говорят, что духи эти хоть и пользовались успехом, но у весьма определенного контингента — молодящихся старушек с перманентом и бриллиантовыми кольцами.
Что совсем неудивительно: когда человек клюет на запах той или иной звезды, он мечтает хоть в чем-то стать похожим на нее. Так что каждый новый аромат от известного актера или актрисы (чуть позже к ним добавились звезды спорта) рассчитан на определенную публику. Вряд ли духи от Омара Шарифа купит стильный юноша, а духи от Дженнифер Лопес — преуспевающая бизнес-леди. А вот пожилой бизнесмен и (соответственно) раскованная девушка купят обязательно!
Эффектная реклама духов — это половина успеха. А неудачная — полный крах. Когда компания Ива Сен-Лорана выпустила на рынок духи под названием «Шампанское» (имея, видимо, в виду, что они пьянят не хуже, чем шипучий напиток), она не предполагала, что производители шампанского подадут на нее в суд, обвинив в использовании оригинального названия без их согласия. Компания тогда влетела на миллионы долларов: помимо судебных издержек ей пришлось оплачивать создание и расклейку новых этикеток. «Шампань» переименовали в «Иврез».
Эпохи и стили
Сегодня при производстве духов используют не только натуральные вещества, но и синтетические. Революционная новинка была применена при разработке духов «CK One» от Келвина Кляйна. В их состав вошло некое хитроумное химическое соединение, которое воздействует на подсознание человека. Аромат этих духов человек ощущает всего пару-тройку минут после того как надушился. Потом аромат развеивается, но мозг продолжает воспринимать его как естественный запах кожи. Причем запах этот столь манящий, что клиенты словно под гипнозом снова и снова идут в парфюмерный магазин.
Какие духи лучше — синтетические или натуральные, — сказать очень трудно. Да и отличить, из каких веществ изготовлены духи, может только профессионал. У тех и других есть свои преимущества и свои недостатки. Духи, созданные на синтетической основе, гораздо долговечнее натуральных и при этом еще и стоят дешевле (литр натурального розового масла стоит около 30-35 тысяч франков). Зато натуральные рекламировать легче: жасмин с полей Граса или иланг-иланг с Коморских островов — это вам не скучная химическая формула из цифр и букв.
При всем многообразии человеческих вкусов мода на духи прослеживается очень четко. В начале ХХ века — эпоха стиля модерн — женщина должна была благоухать, как цветок: ирис, тубероза, жасмин, роза. Мода на ориентализм добавила к ним пряные восточные запахи. Во время Первой мировой войны стало не до духов — женских. Зато появляется знаменитый «Шипр» — терпкий мужской запах.
30-е годы прошлого века — расцвет «мужских» запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака. В 1944 году вызов бросает Марсель Роша — как протест против войны он создает суперженственный аромат, который так и называется — «Femme». А три года спустя появляется «Miss Dior», логичное дополнение к женственным туалетам и струящимся тканям диоровского New Look. Дамы стали вспоминать о духах не только собираясь на бал.
В 60-е, эпоху хиппи и первых полетов в космос, в моду вошли бисексуальные запахи. Одновременно в духи проникает и пряная нота (дань увлечению восточной философией). Мир покоряют «Fiji» и «Anais».
80-е годы с их культом денег и карьеры потребовали более резких и терпких ароматов: «Poison», «Samsara». Затем наступило время унисекса 90-х с их прохладно-свежими запахами: «Obscession», «Eternity», «CK One».
Для правообладателей:
Если Вы увидели свой материал без указания источника, скорее всего это случайность.
Напишите пожалуйста нам и все нарушения будут исправлены.
Заранее приносим свои извинения.