Что движет женщинами, которые проводят большую часть жизни в креслах косметологов?
Нине двадцать восемь лет. Она работает в рекламном агентстве на хорошей должности и до недавних пор была самым естественным и жизнерадостным человеком на свете. Но полгода назад с ней стали происходить странные перемены. Началось все безобидно: каждый день, придя на работу, она первым делом запиралась в туалете и выходила оттуда через полчаса с полностью обновленным макияжем... и слегка измененной формой бровей. В какой-то момент брови (очень красивые, густые и темные, предмет зависти многих наших сотрудниц) исчезли, и вместо них появились тоненькие вытатуированные скобки. Потом у нее как-то странно стал каждый месяц меняться рисунок губ...
Но бог бы с ними, с бровями и губами. Гораздо хуже то, что спокойная, уверенная и веселая Нина стала совершенно другим человеком. У нее появились тревожный взгляд и беспокойные повадки. Если в комнате, где вы сидите, есть зеркало или хотя бы что-нибудь с отражающей поверхностью, – можете быть уверены: в глаза вам она не взглянет ни разу. Зато будет раз в минуту поправлять прическу и платье, а иногда украдкой (что, конечно, невозможно не заметить) делать странные гримасы – очевидно, проверяя белизну зубов. А ее лицо на протяжении всего разговора будет серьезным и напряженным.
Сам себе режиссер Нина не одинока – она принадлежит к целому поколению трансформированных женщин. Они круглый год покрыты бронзовым загаром и могут похвастаться образцово-показательной эпиляцией от подмышек до пальцев на ногах. Отросшие корни волос естественного цвета для них если не конец света, то по крайней мере повод не ходить на встречу одноклассников. И главное: они никогда не бывают довольны своей внешностью (даже безупречной) дольше получаса. Что же с ними такое происходит?
«Женщины, находящиеся в состоянии повышенной тревожности, испытывают сильную потребность контролировать ситуацию вокруг. А собственная внешность всегда под рукой: ширина бровей и цвет волос контролю поддаются куда легче, чем остальные сферы жизни», – объясняет Марина Ланцбург, кандидат наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета и директор «Школы для мам и пап». В результате у женщины появляется ощущение, что она управляет собственной жизнью – но, увы, ненадолго: вскоре дама видит в зеркале следующий изъян – и начинает «контролировать» его. И так бесконечно.
Изображая жертву
Пугает то, что на этот контроль у многих уходит большая часть времени и заработков. Рите тридцать два, она живет в Москве и работает менеджером в турагентстве. Все свои свободные деньги она тратит исключительно на наращивание ресниц. Каждые две недели она ходит в салон, хотя, по ее мнению, идеальный промежуток – десять дней. Недавно она начала присматривать себе квартиру – и теперь ищет такой план ипотеки, в который могли бы вписаться «ресничные» траты. Пока, между прочим, не нашла. Полушутя она оправдывается, что недешевая блажь помогает ей сдерживать эмоции: «Если начальник мне нахамил и я готова расплакаться – тут же вспоминаю, что ресницы могут отвалиться, и беру себя в руки!»
Проблема зачастую оказывается в том, что женщины просто забывают, как выглядели до улучшения – и начинают рассматривать себя все придирчивее. Зависимость от процедур приобретает наркотический характер: с каждым разом требуется все большая доза. «Одна девушка стала подкалывать себе губы раз в два месяца, – говорит Юлия Захарова, косметолог салона «Облака». – Дело в том, что через два месяца окончательно проходит отек от укола, и губы выглядят так, как должны, а ей кажется, что это инъекция рассосалась! Обычно я прошу ее посмотреть на собственную фотографию до укола и убедиться, насколько велика разница, – только это и помогает». Конечно, следить за собой надо. Периодически бросать взгляд в зеркало – совсем не преступление, и желание стать лучше достойно всяческих похвал. Но жертвы, которых требует красота, должны быть адекватными – хотя бы с точки зрения финансов, времени и вашего здоровья. Иначе однажды может выясниться, что не вы контролируете свою внешность, а она – вас. Красота – она как деньги: хороший слуга и плохой хозяин.
|