Увлечение всем натуральным и экологическим постепенно захватывает все больше жителей мегаполисов, выросших среди «асфальтовых джунглей», дышащих выхлопами машин и отгороженных от мира герметичными стеклопакетами. Вслед за бумом на загородное жилье, экологически чистые продукты и одежду из натуральных тканей, нас, похоже, ожидает экологическая революция в косметике. Назад… в будущее Наверное, точнее будет назвать все происходящее эволюцией, а не революцией, поскольку началась она не сегодня, а еще в 70-х годах XX века вместе с появлением моды на все экологическое, движением «зеленых» и «Гринписом». Именно тогда, например, появилась культовая ныне английская марка органической косметики The Body Shop. Если взглянуть еще дальше в прошлое, то несколько веков назад, косметическая история брала свое начало как раз с абсолютно экологически чистых и натуральных средств. Возникает закономерный вопрос: неужели совершив виток, косметика просто возвращается к тому, с чего все начиналось? Отнюдь нет! Во-первых, современные высокие технологии позволяют получать идеально очищенные растительные экстракты и минеральные элементы, которые когда-то были абсолютно недоступны. Во-вторых, благодаря все тем же высоким технологиям эффективность натуральной косметики XXI века очень высока и во многих случаях вполне сравнима с традиционными для нас средствами, созданными на основе элементов химического синтеза. И если когда-то речь шла лишь о всяческих простеньких средствах для ухода за телом, то сейчас производители био-косметики выпускают эффективные кремы от морщин, препараты для лечения угревой сыпи и многое другое. Почему же производители косметики все чаще обращаются к натуральным компонентам? Дело в том, что химические компоненты, используемые в традиционной косметике – это, по сути, нефтепродукты, а потому они плохо совместимы с физиологическими средами организма, в том числе и с кожей. Продукты химического синтеза могут давать непредсказуемые эффекты (например, канцерогенный, меняющий программу жизнедеятельности клетки). Кроме того, они нарушают природный баланс и аромат кожи. Натуральные же компоненты лишены этих недостатков, более физиологичны и безопасны. Наиболее активно экологическое направление развивается в последние годы в области профессиональной косметики, предназначенной как для салонного, так и для домашнего ухода. Это и такие традиционные и известные марки как Decleor (на основе эфирных масел) и Thalgo (на основе продуктов моря), и относительно новые револционные французские бренды Phyt\'s и Sanoflore, созданные на 100% из натурального сырья. Далее идут аптечные марки, основой которых также обычно являются растительные и минеральные компоненты, а также некоторые относительно недорогие бренды со своей «природной» философией, такие как английские The Body Shop и Lush, а также немецкая Weleda. Среди селективных брендов наиболее успешно экологическую тему развивают Е. Coudray, Annick Goutal, Sisley и некоторые другие. Вообще, динамичнее всего индустрия натуральной косметики развивается во Франции, а также в Англии, Германии, Австралии и Швейцарии. Причем, согласно прогнозам в ближайшие годы объем продаж натуральной косметики может увеличиться в десятки раз. И дело тут не только в моде на все экологическое, но и в стремительно развивающихся технологиях производства. У косметики, которой посвящена эта статья, множество имен. Чаще ее называют натуральной или биокосметикой, реже – органической, экологической или живой. К сожалению, эти термины часто употребляют абсолютно неоправданно, преследуя исключительно рекламно-маркетинговые цели. Вот почему процент содержащихся в такой косметике натуральных компонентов куда важнее названия. По этому параметру косметику, претендующую на звание натуральной, можно разделить на три условных группы. Реклама и не более К первой группе относятся средства, состоящие в основном из искусственных компонентов, полученных в результате химического синтеза, однако содержащие то или иное количество натуральных растительных или минеральных ингредиентов. Порой оно столь незначительно, что не может оказать никакого существенного эффекта и используется лишь как удачный маркетинговый ход. Чаще на такую хитрость идут производители достаточно дешевой косметики. Классический пример – крем с экстрактом алоэ. У покупающего его человека создается полное ощущение, что перед ним – натуральный крем. На самом же деле, экстракт алоэ составляет менее 1% от всего состава. Понятно, что косметику из этой группы, которую можно найти в любом супермаркете, отнести к биологической или натуральной никак нельзя. Изучите ради интереса этикетку какого-нибудь подобного «абсолютно натурального» крема и вы увидите, что растительные экстракты всегда стоят в самом конце списка ингредиентов и составляют от силы 1-2%, а весь остальной список – это различных химических соединений с труднопроизносимыми названиями. Так что, несмотря на декларируемую натуральность, подобная косметика не имеет никакого отношения к теме этой статьи. И может, разве что, иллюстрировать экологическую тенденцию не только в производстве косметики, но и в ее рекламе. В гармонии с природой Чаще всего термин «натуральная косметика» используют для второй группы средств, основой которых являются природные компоненты. Однако, как правило, некоторые их составляющие имеют все-таки химическое происхождение (в этом можно легко убедиться, прочитав все тот же список ингредиентов на баночке). Чаще всего это консерванты, эмульгаторы, отдушки и другие подобные ингредиенты, обеспечивающие натуральной косметике высокие потребительские свойства (комфортность нанесения и впитывания, аромат и длительный срок годности). Косметических марок, которые можно отнести к этой группе, уже сейчас огромное количество. В одной только Франции около 60 компаний позиционируют свои препараты, как биологические. Причем в последние годы многие известные марки, чья продукция прежде была создана практически полностью на основе химических компонентов (пусть и очень высокого качества), постепенно меняют свою концепцию и значительно увеличивают долю натуральных составляющих. 100% натуральности В третью группу входят косметические средства, состоящие только из компонентов природного происхождения. Роль эмульгаторов в этом случае выполняют различные растительные масла, а отдушек и консервантов – эфирные. Косметические средства из этой группы пока еще относительно малочисленны. Подобных марок во всем мире насчитывается около одного-двух десятков. Тут все зависит от того, какие именно стандарты используются при оценке натуральности. Например, в Франции существуют более жесткие, чем в Германии требования к косметике, которую можно было бы назвать природной или биологической. Поэтому, строго говоря, правильнее сказать, что в третью группу входят марки, наиболее приближенные к абсолютно натуральной косметике. По уровню цен, эффективности и ассортименту средств эта группа также очень неоднородна. Сюда можно отнести как какое-нибудь натуральное мыло на растительных экстрактах за 100 рублей, так и высокотехнологичный, но при этом исключительно натуральный крем от морщин за 3000 рублей. Дешевая – значит натуральная? Этот миф укрепился в нашем сознании очень прочно. Увы, но современная натуральная косметика просто не может быть дешевой. Если на баночке с кремом от морщин, стоящей 70 рублей, написано, что это абсолютно натуральное средство, его производитель вводит вас в заблуждение. Такая цена может быть у косметики, созданной лишь на основе дешевых химических ингредиентов, а никак не дорогих, идеально очищенных натуральных экстрактов. Вполне возможно, что некоторое количество природных составляющих в таком креме и есть, но почти наверняка качество их очистки оставляет желать лучшего. Это не значит, что вся натуральная косметика безумно дорогая. Если речь идет о каком-нибудь лосьоне для тела и шампуне от Weleda, Lush или The Body Shop, цена будет достаточно демократичной. Если же вы покупаете крем от морщин на растительной или минеральной основе (например, от L\'Occitane, Е. Coudray или Annick Goutal), приготовьтесь к тому, что стоить он будет вполне сравнимо с традиционными селективными марками. О минусах Несмотря на все перечисленные плюсы, есть у натуральной косметики и свои минусы. Особенно это касается тех средств, которые созданы на 100% из натурального сырья. Так человеку, привыкшему к искусственным отдушкам, аромат многих подобных средств может показаться непривычным, слега грубоватым и резким. Поскольку натуральные кремы, как правило, содержат достаточно много растительных масел или минеральных компонентов, они могут показаться несколько тяжеловатыми и плохо впитывающимися. Впрочем, все это – дело привычки. А как насчет аллергии? Главная претензия, которую обычно предъявляют к натуральной косметике – ее высокая аллергичность. Однако, например, французские натуропаты убеждены, что виновата в этом вовсе не косметика, а… наш организм. Дело в том, что косметические средства созданные на основе хорошо очищенных растительных и минеральных компонентов, по идее аллергию вызывать не должны, поскольку абсолютно физиологичны. Но, к сожалению, организм современного человека, особенно живущего в большом городе, настолько загрязнен, что натуральные и идеально чистые природные ингредиенты «вступают с ним в конфликт». Итогом которого как раз и становятся всевозможные аллергические реакции. Значит ли это что вы обречены всю жизнь наносить на лицо исключительно продукты нефтехимии? К счастью нет, и проблему аллергии можно решить! С одной стороны, стоит позаботиться о своей «внутренней экологии» (и это современному человеку жизненно необходимо отнюдь не только из-за возможной аллергии!). А с другой, ни в коем случае не нужно из-за возникшего на что-то раздражения кожи ставить крест на натуральных средствах. Нужно лишь научиться их правильно выбирать. Для этого перед покупкой нового препарата стоит воспользоваться пробником, а также внимательно прочитать список ингредиентов. Например, стоит знать, что если из-за аллергии вы не можете есть мед или цитрусовые, косметика на основе медовых экстрактов и эфирных масел лимона или апельсина также почти наверняка вызовет у вас аллергию. Упаковка для любителей минимализма Немаловажную (а порой – чуть ли не определяющую) роль в нашем решении купить то или иное средство, играет упаковка. В конце концов, для женщины очень важно не только эффективность крема, но и то, приятно ли баночку с ним брать в руки и насколько гармонично она будет выглядеть в интерьере ванной или на туалетном столике. В случае с натуральной косметикой форму (то есть, внешний вид) определяет содержание (точнее – содержимое). А потому практически вся подобная продукция выпускается в очень экологичной и минималисткой по форме упаковке. Те, кто привык к ярким гламурным баночкам и флакончикам с обилием «золота» или к сочетанию стекла и металла в стиле «техно», вряд ли смогут смириться с более чем скромным внешним видом натуральных средств. Впрочем, то, как с помощью упаковки усилить эффект натуральности своей косметики, все решат по-разному. Одни предпочитает строгий «аптечный» стиль - одинаковые и простые по форме флакончики из темного стекла (Annick Goutal), другие - милую, слегка провинциальную простоту пластиковых бутылочек с «веселенькими» расцветками (The Body Shop). А некоторые более дорогие марки выбирают для своих средств упаковку в стиле «ретро», вызывающую ассоциации с туалетными столиками барышень начала XX века (Е. Coudray). Впрочем, и в этом случае, все очень лаконично и не пафосно. Мнение специалиста Любовь Симакова, врач-дерматокосметолог, преподаватель компании "Арома-Фитс", ведущий специалист салона красоты VOG Coiffure: Стремление к натуральности начинается, прежде всего, с внутренней экологии человека, с его философии. Косметика не может существовать отдельно от образа жизни. Все должно существовать в гармонии: чистая вода и продукты, которые мы едим, незагрязненный воздух и даже определенная внутренняя чистота. Более экологический подход к собственной жизни становится все популярнее, и активное развитие натуральной косметики лишь это подтверждает. По материалам журнала Votre Beaute Автор: Елена Чернышева Источник: http://beautytime.ru/
|