Благодатный огонь Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Благодатный огонь — по православному поверию, огонь, ежегодно сходящий на Гроб Господень в Великую субботу. Утверждается, что огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает в первые минуты. Первые упоминания о благодатном огне относятся к IX веку. В алтарь храма входит Иерусалимский патриарх, которого перед этим по традиции обыскивают, чтобы убедиться, что у него нет спичек, кремня или других средств добывания огня. Возжигание благодатного огня происходит только на православную Пасху и только в присутствии Патриарха Иерусалимского (или исполняющего его обязанности). На церемонии присутствуют иерархи различных христианских конфессий и несколько десятков тысяч христиан. Далее огонь следует по всему миру. Согласно поверью, в тот год, когда Благодатный огонь не сойдёт, случится конец света. С 1993 года Благодатный огонь доставляется самолетом в Великую субботу в Россию. Материалистическое объяснение феномена Критики используют следующие доводы: 1) Наличие горящей свечи в кувуклии (запись в дневнике Епископа Порфирия Успенского о том, как Паша хотел проверить чудо схождения) 2) Скрытое занесение свечи (записи священников армян) 3) Самовозгорание свечи, которая состоит из особых элементов: «Благодатный огонь» нисходит на свечу, фитиль которой пропитан раствором белого фосфора в бензоле, за 2,5-3 минуты. Замена растворителя на менее вредный увеличивает время воззжения до 10 минут и снижает надёжность чуда. «Помимо греческого патриарха, внутрь Кувуклия входит и представитель армянской апостольской церкви. По сообщениям армянских священников, огонь возжигается греческим патриархом от ранее внесённой горящей лампады», — свидетельствует игумен монастыря Св. Архангелов (ААЦ), который 9 лет присутствовал на церемонии, и лично знакомом с теми священниками ААЦ, которые входили внутрь Кувуклия. «К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, открывают двери и греки вносят туда закрытую (зажженную) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба став на колени вместе молятся. После первым свечи от зажженной лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую». В ряду многих разоблачений Благодатного огня, наибольшей известностью пользуется запись в дневнике Епископа Порфирия Успенского. Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата: «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо „святый свет“,- „освященный огонь“, Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: „почему вы иначе стали называть святый огонь?“. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного». стр.230-231 тома 3-го.
|