Эпоха Барокко - это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта. Барокко (от португальского слова barroco, что означает - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом "барокко" называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства 17-18 веков, последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Слово "барокко" используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко" (итал. La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят свое "барокко" - пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, "второго барокко", "ультрабарокко". Изначально жаргонное словечко "барокко" использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной, искаженной формы. Но уже в середине 16 века это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров слово baroquer означает - смягчать контур, делать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово "барокко" появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Первым сделал слово "барокко" типологической категорией X. Вёльфлин. В книге "Ренессанс и Барокко" (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика, третьей - барокко. Немецкий историк культуры Г. Вайзе "выводил" стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его "истинным воплощением германского духа" (Gemiit). Новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства "Высокого Возрождения" - произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля - казались недосягаемыми. В этом - суть всех противоречий "эпохи Барокко". Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями. Стиль Барокко медленно вызревал, чтобы взорваться неожиданно, в архитектуре и скульптуре "Высокого Возрождения". Поразительно, но самая великая эпоха в истории изобразительного искусства была коротка, всего каких-нибудь 10-15 лет. Только когда неистовый Микеланжело открыл свой сикстинский потолок и занялся капитолийскими постройками, все поняли, чем каждый болел и что прятал в своем сердце... и новый стиль - Барокко - был создан. Великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о "правилах" рисунка и композиции. Написанные им на потолке могучие фигуры зрительно "разрушили" отведенное для них изобразительное пространство: они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Старые элементы архитектуры использовались по-новому, прежде всего, не в соответствии с их конструктивной функцией. В результате переосмысления архитектурного пространства рождался стиль Барокко. В некотором смысле происходил возврат к идеалам Готики. Тот же органический рост форм, та же динамика, иррациональность, преобладание вертикали над горизонталью. Стиль Барокко вернулся к идеям бесконечности, он не только сохранил, но даже усилил чувственное начало архитектуры. Наступление эры Барокко означало возвращение романтики архитектуре христианских храмов. Микеланжело - подлинный "отец Барокко", поскольку в его статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых принципов формообразования. Этот гениальный художник, исчерпав возможности классицистической пластики, в поздний период своего творчества создавал невиданные ранее экспрессивные формы. Один из первых признаков искусства Барокко: избыточность средств и смешение масштабов. Для искусства Барокко характерно смешение в одной композиции античных и библейских ветхозаветных и новозаветных персонажей, аллегорических фигур, символов, атрибутов. Рядом могли оказаться Христос и Юпитер, Мадонна и Диана. Крест сравнивался с трезубцем Нептуна, а колесница Гелиоса- Аполлона символизировала Вознесение. Вполне прозаические фигуры заказчиков - донаторов - изображались на Олимпе, среди языческих богов, а рядом с ними могли оказаться и христианские святые. Церковь то протестовала, то мирилась с подобной неразберихой, которая, тем не менее, была отражением эстетической программы стиля. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно также, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени - анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические аллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины. Искусство Барокко выплескивается на улицы и площади Рима, а затем других городов Европы. Идеи барочной организации больших пространств рождают колоссальные ансамбли площадей с фонтанами и египетскими обелисками, перспективами улиц, аллей садов и парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси, несмотря на все различия, - порождения одной эпохи Барокко. Все эти ансамбли построены на театральном эффекте неожиданных контрастов, смены впечатлений: кулисы, "задник", внезапно открывающиеся перспективы. Ведь не случайно эпоха Барокко - время театрального искусства, декорационной живописи, грандиозных дворцовых празднеств и маскарадов с фейерверками. Стиль Барокко поражает странным сочетанием возвышенности, экзальтации на пределе человеческих возможностей, с мелочностью, путанностью мысли; грандиозности масштабов, истинного драматизма и мощи с надломленностью, почти беспомощным смакованием прозаических деталей. Эпоха Барокко - это мир крайностей, контрастов возвышенного и земного, прекрасного и низменного, пышной метафоры и уродливого факта. Но в первую очередь – это мир прекрасного. И с этим трудно не согласиться!
|