Война редко
ассоциируется с женщинами. Но подвиг женщин,
воевавших, работавших, спасавших жизни - трудно
переоценить. И в фильмах про войну возникают
женские образы - то комедийные, как в
«Беспокойном хозяйстве», то трагические, как в
«Жене, Женечке и Катюше» - но всегда красивые,
удивительно женственные, невзирая на боль,
смерть и взрывы вокруг.
Женщины своей силой спасали и фронт, и, конечно,
тыл. В блокадном Ленинграде женщины умирали реже
мужчин: на сто умерших мужчин их было более
шестидесяти. Женщины обладали какой-то
непередаваемой страстью к жизни.
Выжить, победить и быть - вот их негласный
лозунг в Великую Отечественную. В преддверии Дня
Победы 9 мая попробуем показать некоторые
детали быта того времени. Как одевались? Что ели?
Как жили? Какими были те женщины - те героини?.. Синенький скромный платочек: военная мода
Военная форма времен Великой Отечественной
была, безусловно, красивой и - что уж там! -
осталась в истории как форма народа-победителя.
Но вот удобством она - особенно женская - не
отличалась.
Ворот гимнастерки натирал нежную шею, а
юбка-«карандаш» длиной до колена промокала в
момент, облепляла ноги, мешая идти. Под юбкой
женщины носили… чулки. Нитяные грубые чулки
коричневого цвета, крепившиеся к поясу
специальными завязками.
С теплыми штанами и рейтузами было плохо, и все
старались хоть как-то выйти из положения, часто
надевали и мужские фланелевые штаны.
Брючи в армии полагались только тем женщинам,
которые были снайперами или воевали в авиации:
справедливо считалось, что впрыгивать в кабину
истребителя, придерживая юбку, неудобно.
Остальные соблюдали устав. Но женщинам, ходившим
в брюках, приходилось обучаться искусству носить
портянки: носков дамам не полагалось.
Но и на войне женщина остается женщиной:
поясные ремни утягивали, чтобы обозначить тонкую
талию, пилотки лихо заламывали на бок, точно
модные шляпки, сапоги чистили до блеска:
похвастаться будто «лаковыми» кирзачами
считалось особым шиком.
Война не отменяла влюбленностей и кратких
вечеров отдыха: приезжали передвижные театры,
привозили иногда трофейное кино. Женщины следили
за собой и даже... пытались форсить. Ресницы
красили драгоценной басмой. Щипало немилосердно,
но зато в результате получались черные реснички.
Ценились и пинцеты - народные умельцы
выковывали их из гильз и продавали за табак - ими
женщины выщипывали брови. Завивку на волосах
очень редко делали при помощи перекиси водорода:
даже имея доступ к медицинским препаратам,
работая в госпиталях и санчастях, женщины
понимали, что лечение важнее прически.
Оттого и в рыжий цвет стрептоцидом красили
волосы редко, просто жаль было: как-никак -
лекарство. Завивку, если уж и делали, то старым
дедовским способом - мокрые волосы накручивали
на кусочки газетной бумаги.
Даже губные помады женщины варили сами:
из вазелинового масла, добавляя для цвета
растительные красители, вроде свеклы или клюквы.
Женщинам в тылу приходилось не менее туго.
Пусть они не ходили в атаку, зато именно они почти
полностью заменили мужчин на всех предприятиях.
12-часовая смена на заводе (не секрет, что
тракторные заводы были переоборудованы в
танковые, да и вообще - где только можно, делали
снаряды, а не кружки или половники).
Самой распространенной женской одеждой в тылу
была телогрейка и головной платок.
Перелицовывали старые платья, из штанов и
рубашек ушедших на войну мужей шили юбки себе и
одежонки детям.
Довоенные туфли и платья, украшения и шляпки
внезапно оказались не милыми и модными акссесуарами а поистине золотой валютой: их на
барахолках выменивали на еду. Да и кокетничать
было не с кем: все равно все мужское население
поуходило на войну… Хлеб всему голова: военная кулинария
На фронте выдавали паек. На день полагалось 120 г
мяса, почти килограмм хлеба, 150 г крупы, грамм чаю
и несколько кусочков сахару. По военным временам
такое питание было просто королевским, и на него
работал весь тыл, не завидуя, а, напротив, радуясь,
что могут обеспечить защитникам хоть какую-то
еду.
Из выдаваемой в пайке муки делали болтушку в
консистенции сметаны и лепили ее на раскаленную
броню танков. Получались пресные лепешки.
В тылу везло тем, кто работал в госпиталях:
медицинские работники были приравнены к военным,
поэтому паек им тоже был определен. Правда, хлеба
было меньше - всего 300 г из обойной муки и 300 - из
пшеничной. Но зато выдавали манку, рис, кофе,
творог и даже мыло!
Конечно, не везде и не всегда эти нормы были
постоянными. Да и такого пайка не хватало,
особенно зимой, а зимы в военные годы выдались
особенно лютые. Поэтому женщины исхитрялись
готовить из всего - даже делали желе из
технического желатина.
Добавляли оставшиеся с мирного времени специи -
лавровый лист, перец, немножко соли - и получался
своеобразный и даже почти питательный Холодец.
Лакомством считалась дурандовая лепешка.
Дуранда - это остатки из семян масличных
растений, проще говоря - жмых. Из него-то и пекли -
горячие, масляные, они были просто на вес золота.
Говорить о питании в блокадном
Ленинграде и вовсе страшно. Александр
Болдырев, известный востоковед, арабист,
профессор Ленинградского университета, вел
ежедневные записи своего быта в осажденном
городе.
Российский интеллигент, умнейший человек,
пишет все о тех же дурандовых лепешках, о соевом
супчике (это если везло) и… о мясе кошек. О другом
мясе, по счастью, не пишет - зато о нем сообщают
другие, менее щепетильные источники. Кошек, собак
и ворон съели почти сразу. А
документы-воспоминания об убийствах и
каннибализме тоже наличествуют…
Однако вернемся к воспоминаниям Болдырева. Он
действительно много пишет о голоде, смерти,
отсутствии еды, о том, как у него из стола на
работе украли 125 г хлеба.
Но пишет и о другом: «Сегодня был чудесный
вечер», «Маша рисует», «С наслаждением великим
читаю диккенсовы «Большие надежды». У них хлеба
нет, а они - о Диккенсе и переводах. Так люди
всегда оставались людьми - даже в блокаду… Родина-мать: лица с плакатов
Самый известный плакат времен Великой
Отечественной - это, конечно, «Родина-мать зовет!»
Женщина с сурово сжатыми губами, с тревожными
сухими глазами, с седыми волосами из-под красного
покрывала на голове, держит в руке лист с военной
присягой.
Эта женщина, которую бойцы отождествляли со
своими мамами, имела реального прототипа. Автор
плаката - художник Ираклий Торидзе.
Летним утром он работал над набросками
иллюстраций к поэме «Витязь в тигровой шкуре»,
когда в его мастерскую вбежала жена художника,
Тамара, и крикнула: «Война!..» Тот оторопело
взглянул на нее и сказал: «Стой и не шевелись!..»
Так появился образ «Родины-матери».
Да и вообще на плакатах войны образ женщины
использовался не реже, а то и чаще воина с
винтовкой. Образы, безусловно, собирательные: и
эти косы с нежными завитками у виска, и эти
растерянные глаза.
И все те же головные платки, завязанные
по-деревенски, узлом назад, чтобы каждый солдат
узнал в портрете ее - свою маму, сестру,
возлюбленную, жену, дочь… И каждое
изображение звало: «Спаси!» «Освободи!»,
«Отомсти!», «Останови!»
Редко когда модель становилась известной -
Тамара Торидзе скорее исключение, чем правило.
Даже женщина, изображенная на втором по
известности плакате военных времен «Не болтай!»
Натальи Ватолиной, осталась неизвестной.
Позировала художнице соседка, мать, у которой оба
сына ушли на фронт, но имя ее затерялось в
истории.
Но так ли это важно?.. Таких женщин - с
остановившимися глазами, сурово сжатыми в
узенькую ниточку губами, по всей огромной стране
были миллионы. И каждая была готова сделать все,
чтобы победить и вернуться к мирной жизни:
кормить по утрам завтраком мужа и детей, не
считая граммы хлебной пайки…
Если в вашей семье есть предания о бабушках,
прошедших и переживших войну, пожалуйста,
поделитесь ими с Passion.ru!
Полина ПАРУСНИКОВА
Фото shutterstock.com http://www.passion.ru/
|