Что вы знаете об Индии? Шафран, чай, пятнышко во
лбу, хна, танцы, слоны, Маугли, Гоа, Тадж-Махал, Болливуд, Амитабх Баччан. Еще?
Субконтинент, индуизм, империя Великих Моголов, Ганди, миллиард населения. Еще?
Нищета, желтая лихорадка, СПИД, промышленный рост, Дели, Мумбаи, Бомбей… В
нашем сознании Индия - комплекс разрозненных ассоциаций о чем-то большом, далеком
и пряно-экзотичном. Яркая сказка, где красивые женщины и сильные мужчины любят
и поют, все друг другу родственники, и полдень не кончается никогда.
Но на самом деле Индия совсем не такая.
Об этом попыталась рассказать самая странная команда из возможных.
Дэнни Бойл - почти культовый режиссер,
если бы не «выстрел» неуместного и неудачного «Пляжа» после прорыва «Trainspotting».
Лавлин Тандан, снявшаяся в первом фильме в 1999 году, и перебивающаяся до «Миллионера»
функциями ассистентов и помощниц. Композитор А.Р. Рахман и его пронзительно традиционная музыка в полутора
сотнях фильмов производства Болливуда. Дев Патель - восемнадцатилетний юноша, дебютант,
нетипичный для индийского кино герой без бицепсов, который родился в Англии и
никогда не видел трущоб Бомбея. Фрейда Пинто, удивительно по-индийски красивая,
не совсем по-индийски худощавая Латика. Все они вместе соединили в фильме
несоединимые вещи. Нет, не Восток и Запад - они органично сосуществуют в самой
Индии, вспомните о ее колониальном прошлом, а общечеловеческую и ситуативную
мораль.
Зрители соскучились по такому кино - меньше гримеров в
кадре, меньше работы машин и больше работы лицом - и случилось невозможное.
Впервые за многие годы кассовые сборы на второй уик-энд проката не упали, а
увеличились. Критики, хоть и поругали немножко «излишнюю простоту», все же
отдали картине четыре «Золотых глобуса» - «Лучший фильм года», «За лучшую режиссуру», «За
лучший сценарий», «За лучшую музыку». Впервые за всю историю Болливуда индийский
фильм имеет реальный шанс взять Оскар - причем не просто за музыку или в
категории иностранных фильмов, а настоящий, полновесный Оскар за лучшую картину
года.
В центре повествования - Джамал Малик, парнишка из
мумбайских трущоб, безвременно лишившийся матери и выгрызший себе жизнь ценой невероятных
усилий. Брат Джамала, повторивший судьбу Каина, девочка Латика, похожая на индуистское
божество, вездесущая мафия, религиозные погромы и любовь длиною в жизнь. Ценой
совпадений и полуобманов Джамал попадет на шоу «Как стать миллионером» и находится
в полушаге от победы и безумного выигрыша. Почему, как он смог, откуда - без образования,
только на личном опыте?
«Миллионер» - помимо мелодраматичной его составляющей -
попытка показать, что умом Индию не понять, а глазом - не охватить. И как раз
этот факт фильм иллюстрирует в полной мере: в Индии «Миллионер», во-первых,
третий по сумме сборов среди иностранных фильмов за всю историю проката. Во-вторых,
показ «Миллионера» вызвал возмущение общественности, демонстрации, погромы в
кинотеатрах и резкую перепалку в прессе. «Мы - не такие!» - нет, индусы не
настолько нищие, нет, они не поклоняются болливудским актерам, как живым богам,
в Бомбее-Мумбаи есть не только трущобы, но и дворцы... Бишаха Дутта, известный
индийский журналист-документалист, даже написал: «Фильм использует все
известные клише об Индии и Мумбае. В результате он ведет вас от одного
мумбайского ужаса к другому в сюжетной линии, которая абсолютно
неправдоподобна». Конечно, неправдоподобна, а как же. Я тоже считаю, что
маленькие дети не могут упасть с крыши поезда и ничего себе не сломать. А
трущобы? Да декорации! А в настоящих... неблагополучных жилых районах Мумбаи все
хорошо. Санитария, гигиена, взаимопомощь и красивая картинка специально для
ООН, чтобы денег на образовательные программы выделили. Чтобы эти деньги можно
было разворовать... Иногда для рельефности картинку надо вывернуть. Изнанка, она
хранит память о сути, ее реже причесывают.
У любого нормального современного малообразованного и
бесчувственного человека ближе к середине фильма крепнет мысль: надо ввести в
Индию войска, убить всех плохих, сделать всех хороших начальниками, накормить
детей, установить торжество справедливости и оккупационное правительство. Тогда-то
всем индусам станет хорошо, тогда-то мировая, опять-таки, справедливость
восторжествует...
А вы уверены? что такое справедливость? Есть Рама и Аллах -
где между ними справедливость? Есть два брата, девушка и выживание - вообще, о
какой справедливости можно говорить в этой ситуации? Но, не отрицая эту увязшую
в зубах справедливость (каждому ребенку - видеоигру и по биг-маку, каждому папе
- работу и галстук, каждой маме - швабру и силиконовую грудь, миллион - для
всей семьи и чтобы уехать к чертовой матери отсюда), «Миллионер» расскажет о
другой справедливости - о совести.
«Миллионер» - главный фильм года. Но не потому, что получит
Оскар - скорее всего, как раз Оскар за лучший фильм он и не получит. Потому,
почему Пауло Коэльо несколько лет назад со своими простыми до примитивизма
рассказами поднялся на вершину мировой популярности - людям нужно, чтобы им
иногда напоминали о библейских истинах и человеческой морали. Нужно, чтобы
говорили о разрыве между этими двумя понятиями. Напоминали, не вкапываясь в
суть вещей и не формируя философские концепции. Если хотите, просто показывали,
что существуют некие высшие чувства, отстраненные от действительности, религии,
необходимости, что нет легких путей и иногда человеку должно быть больно не
только физически. Пусть уже давно решено, что это все не по карману, что через
ближнего легче переступить, чем его понять, что ребенка можно ударить, а
взрослого убить или унизить. Всегда ли легкий путь верный? Вседозволенность -
грех, переступать через ближнего - страшно, оказаться в определенной ситуации
быстрее кого-то - стыдно. Люди, вместо тренинга по соблазнению или личностному
росту сходите в кино. Вспомните, что вы люди.
Кстати, знаете, что делают главные герои, когда идут титры?
Вы не поверите. Они танцуют.
Наталия Руденко http://www.womenclub.ru/
|