Настроение человека оказывает сильное влияние на то, какое количество денег он или она тратят на свои обычные ежедневные покупки
Вышли пройтись по магазинам и прикупить новую сумочку и потрясающие туфли или рабочий комбинезон и газонокосилку? Прежде чем куда-либо идти, проверьте собственное настроение на предмет признаков уныния и подавленности, поскольку это может сильно сказаться на обычных покупках, неважно, знаете вы о том или нет. К таким выводам пришла группа ученых из четырех университетов США, изучающая особенности человеческого поведения, сообщает сайт американского научного общества National Science Foundation.
Результаты исследований показали, что грусть сильно влияет на то, сколько мы тратим. Люди в состоянии грусти, зацикленные на себе, тратят значительно больше денег, нежели люди в нейтральном настроении, даже когда речь идет о покупке одних и тех же вещей.
"Такой эффект является результатом склонности к зацикливанию на себе и своих проблемах, — говорит ведущий автор исследования Синтия Крайдер, докторант Университета Карнеги Меллон (Питсбург). — Наши исследования явно указывают на тот факт, что чем более человек пребывает в грустном настроении, тем больше денег он тратит".
По словам соавтора исследования Дженифер Лернер, социопсихолога экспериментальных направлений из Гарвардской школы госуправления Кеннеди, требуются более детальные исследования для того, чтобы определить, насколько осознанно человек пытается улучшить себе настроение, приобретая товары.
Исследование, получившее название "Печально — не значит экономно: Грустные и погруженные в себя люди тратят больше", было представлено во время ежегодного собрания Общества индивидуальности и социальной психологии, прошедшего в феврале этого года в Альбукерке (штат Нью-Мексико).
Во время одного из экспериментов, проведенного исследователями в Карнеги Меллон и Гарвардском университете, двум группам добровольцев, разделенных случайным образом демонстрировали два различных видеоролика. Первая группа смотрела грустный видеоролик (сцены из фильма "Чемпион" [The Champ] 1979 года), а вторая — видео не содержащее каких-либо человеческих эмоций (документальный фильм о коралловых рифах). После этого участникам было предложено купить обычные товаров вроде бутылки воды по различной цене. Участники из первой группы, находясь под впечатлением грустного видеоролика, оказались готовыми заплатить за тот же продукт в три раза больше, чем добровольцы с нейтральным настроением.
Интересно отметить, что участники аналогичного эксперимента, проведенного Лернер, ошибочно утверждали, что просмотр грустного видеоролика и его эмоциональная составляющая никак не сказались на размере их трат. Это является подтверждением того, что люди мало понимают, как их ощущения влияют на принятие решения в магазине.
Участники исследовательской группы утверждают, что самокопание вкупе с грустью становится причиной того, что люди недооценивают себя и то, чем они располагают. В результате, считают ученые, появляется усиленное желание заплатить более высокую цену за новые материальные ценности, для улучшения самочувствия.
По словам ученых, эффект "печально, не значит, экономно" распространяется далеко за пределы принятия решения о покупке. Благодаря этому эффекту люди могут совершать непродуманные сделки на бирже или искать новых отношений, не сознавая что эти действия являются результатом их эмоционального состояния.
Согласно утверждению Лернер, результаты исследование можно легко спроецировать на группы и сообщества. "Если в обществе случается какое-либо грустное событие, к примеру, крушение школьного автобуса, люди из этого сообщества могут испытать желание продать свой дом по цене ниже его реальной стоимости или, наоборот, купить дом по значительно завышенной цене", — говорит психолог. Она убеждена, что результаты исследования позволят учитывать эмоциональную составляющую при разработке моделей по восстановлению после стихийного бедствия.
|